Важнейшей категорией, которая способствует раскрытию и пониманию механизма функционирования политической системы, в современной политологии является политический режим (происходит от латинского regimen — управление) [1].
Несмотря на то что такое понятие, как «политический режим», наибольшее распространение получило на западе еще в период конца XIX — начала XX в., оно все еще остается предметом обширных теоретических споров на протяжении довольно долгого времени.
В подходе к формулировке определения политического режима в современной политологии активно конкурируют такие два подхода, как институциональный и социологический.
Институциональный подход акцентирует свое внимание на формальных правилах и нормах осуществления власти институтами государства. Этот подход включает правовое (или юридическое) истолкование. При таком истолковании политическая ситуация определяется как официальная и легальная форма правления, опирающаяся на четко определенные формальные юридические показатели функционирования государства, которые тесно связаны с конституционно закрепленными нормами права. С этой позиции под политическим режимом следует понимать систему узаконенных (или конституционных) порядков и практическое воплощение их в реальности.
Социологический подход опирается на анализ способов и средств реализации публичной власти в стране. В этом подходе акцент делается на взаимоотношениях граждан, общества и власти. Согласно историческому опыту, наиболее точно сущность и содержание политического режима позволяет отразить именно социологический подход, поскольку именно в рамках такого подхода становится возможным рассмотрение в качестве субъектов, осуществляющих власть, помимо правительств и официальных структур, еще и различных группировок, которые порой не имеют официального статуса, но способны не менее реально влиять на процесс и результат принятия политических решений. В рамках такого подхода политическая ситуация определяется как совокупность самых распространенных форм и методов, на основе которых функционируют основные институты власти, используются ресурсы и способы принуждения, что позволяет оформлять и структурировать действующий процесс взаимодействия общества и государства [6].