По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85 DOI:10.33920/nik-01-1207-07

Политеизм в символах римской катакомбной живописи

Педро Юлия Валерьевна ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5/1, E-mail: 4oxygen@mail.ru

Учитывая такие важнейшие особенности символа, как вариативность его значений и зависимость употребления от культурного контекста, в котором он формировался, в статье рассматривается влияние языческих представлений на наиболее известные на сегодняшний день символы катакомб раннехристианского периода. Наибольший интерес представляют изображения креста, монограммы, рыбы (Ίχθύς) и голубя, в которых прочитывается их связь с древнейшими культами Месопотамии, Египта и Греции. Проблема трактовки символов христианского искусства и изучение всей совокупности заложенных в нем смыслов поможет в исследовании такой важной составляющей религии, как феномен двоеверия.

Литература:

1. Болотов В. Лекции по истории древней Церкви // http://www.krotov.info/spravki/ persons/19person/bolotov.html (16.10.2011).

2. Голан А. Миф и символ. Глава «Великая богиня» // http://www.tenebrositas.org/docs/ myth_and_symbol-rus.pdf (16.10.2011).

3. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Ч. 1. Археология. — Сергиев Посад, 1918.

4. Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. — СПб., 2001.

5. Иисус. 2 тысячи лет религии и культуры / Сост. С. С. Аверинцев. — М.: Интербук-бизнес, 2001.

6. Косидовский З. Сказания евангелистов / Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1977.

7. Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 2 / В. Н. Топоров. — М., 1980.

8. Мень А. История религии. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя // http:// www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_ Church/ Men_IsRel_06/_Index.php (16.10.2011).

9. Мень А. История религии. Т. 4. Дионис, Логос, Судьба. — М.: Издательство «Слово», 1992.

10. Покровский Н. Живопись катакомб. По изд.: Очерки памятников христианского искусства. — СПб.: Лига-плюс, 2000.

11. Свенцицкая И. Раннее христианство: страницы истории. — М.: Изд-во политической литературы, 1989.

12. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 т. Т. 4 (П — С). — М.: Международные отношения, 2009.

13. Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода // http://www.krotov.info/history/19/1890_10_2/ uvarov_a.htm (16.10.2011).

14. Успенский Б. А. Крест и круг: Из истории христианской символики. — М.: Языки славянских культур, 2006.

Статья поступила 18.10.2011 г.

Для понимания символики христианских художественных сюжетов катакомбного искусства их необходимо учитывать как относящиеся к двум измерениям: тому миру, в котором они получили свое начало, а также тому, в котором получили свое продолжение. В этом смысле важно различать восприятие и понимание символа представителями одной эпохи от восприятия этих символов представителями другой эпохи в рамках одной и той же культуры с возможной сменой внутри нее мировоззренческих позиций, подверженных факторам культурной трансляции и диффузии. Поэтому особый интерес представляет процесс открытия новых смыслов или их смены в зависимости от того или иного культурно-исторического контекста. Кроме того, мы затрагиваем вопросы религиозной культуры, роль и функции которой в древнем мире обширны и разнообразны: от формирования картины мира, передачи, отбора и умножения культурных ценностей, легитимации тех или иных норм до интегративной составляющей общества.

С этих позиций следует рассмотреть поочередно важнейшие и наиболее распространенные символы катакомбных росписей, которые трактуются и воспринимаются сегодня в качестве христианских. Можно предположить, что толкование представленных в катакомбах изображений в рамках христианского понимания носит аллегорический или иносказательный характер в традиции, идущей еще от первых апологетов христианства, в то время как понимание катакомбных сюжетов с точки зрения их языческого происхождения будет нести именно символический характер, так как изображаемое неотделимо от смысла и не носит назидательный характер.

В данном случае искусство катакомб обозначенного периода соответствует третьему и последнему периоду в искусстве Древнего Рима, а именно искусству Римской империи (конец I в. до н. э. — V в. н. э.). Стоит отметить, что первые века римского императорского владычества в политико-административном отношении отмечаются наибольшим расширением территориальных границ, простиравшихся от Британии до Армении и от Африки до Германии. Период римской императорской власти можно охарактеризовать как время, когда происходила интенсификация связей между римскими провинциями, что не могло не отразиться на образе жизни и религиозных идеалах самых широких слоев римского населения. И важнейшим этапом реформирования было установление государственной религиозной идеологии, выразившейся в образовании императорского культа. Римская религия на момент империи включала в себя: местную религию италиков с элементами семейно-родового культа, греческую мифологию, ставшую неотъемлемой частью римской религии, восточные культы, вошедшие в почитание со времен Пунических войн, и в дальнейшем культы окружающих варварских народов, а также к культам можно добавить императорский, монотеистическую религию иудейской провинции и религиозно-философские учения стоицизма и неоплатонизма.

Для Цитирования:
Педро Юлия Валерьевна, Политеизм в символах римской катакомбной живописи. Вопросы культурологии. 2012;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: