Статья поступила 18.10.2011 г.
Для понимания символики христианских художественных сюжетов катакомбного искусства их необходимо учитывать как относящиеся к двум измерениям: тому миру, в котором они получили свое начало, а также тому, в котором получили свое продолжение. В этом смысле важно различать восприятие и понимание символа представителями одной эпохи от восприятия этих символов представителями другой эпохи в рамках одной и той же культуры с возможной сменой внутри нее мировоззренческих позиций, подверженных факторам культурной трансляции и диффузии. Поэтому особый интерес представляет процесс открытия новых смыслов или их смены в зависимости от того или иного культурно-исторического контекста. Кроме того, мы затрагиваем вопросы религиозной культуры, роль и функции которой в древнем мире обширны и разнообразны: от формирования картины мира, передачи, отбора и умножения культурных ценностей, легитимации тех или иных норм до интегративной составляющей общества.
С этих позиций следует рассмотреть поочередно важнейшие и наиболее распространенные символы катакомбных росписей, которые трактуются и воспринимаются сегодня в качестве христианских. Можно предположить, что толкование представленных в катакомбах изображений в рамках христианского понимания носит аллегорический или иносказательный характер в традиции, идущей еще от первых апологетов христианства, в то время как понимание катакомбных сюжетов с точки зрения их языческого происхождения будет нести именно символический характер, так как изображаемое неотделимо от смысла и не носит назидательный характер.
В данном случае искусство катакомб обозначенного периода соответствует третьему и последнему периоду в искусстве Древнего Рима, а именно искусству Римской империи (конец I в. до н. э. — V в. н. э.). Стоит отметить, что первые века римского императорского владычества в политико-административном отношении отмечаются наибольшим расширением территориальных границ, простиравшихся от Британии до Армении и от Африки до Германии. Период римской императорской власти можно охарактеризовать как время, когда происходила интенсификация связей между римскими провинциями, что не могло не отразиться на образе жизни и религиозных идеалах самых широких слоев римского населения. И важнейшим этапом реформирования было установление государственной религиозной идеологии, выразившейся в образовании императорского культа. Римская религия на момент империи включала в себя: местную религию италиков с элементами семейно-родового культа, греческую мифологию, ставшую неотъемлемой частью римской религии, восточные культы, вошедшие в почитание со времен Пунических войн, и в дальнейшем культы окружающих варварских народов, а также к культам можно добавить императорский, монотеистическую религию иудейской провинции и религиозно-философские учения стоицизма и неоплатонизма.