К методам предварительного отбора персонала в настоящее время можно отнести изучение анкетных данных, специальную проверку, собеседование, психологическое тестирование, опрос с применением полиграфа и т. д. Как правило, эти методы применяются в различных сочетаниях и дополняют друг друга. Практика показывает, что в целях экономии финансовых средств и времени в сфере гостиничного комплекса методы кадрового отбора не должны дублировать друг друга. Обычно поступающий на работу человек благожелательно или нейтрально относится к своему работодателю. Со временем это отношение может измениться далеко не в лучшую сторону под воздействием условий работы и межличностных взаимоотношений в коллективе. Для обеспечения надежности персонала принято развивать позитивную мотивацию, добиваться, чтобы каждый сотрудник такого сложного хозяйства, как гостиничный комплекс, чувствовал уважительное и справедливое к себе отношение. Однако это не всегда удается.
Опыт крупных компаний России, занятых в гостиничном бизнесе с количеством персонала более 100–150 человек, показывает, что наиболее опасными проявлениями нелояльного поведения сотрудников в настоящее время являются хищения, передача коммерческой информации конкурентам, подделка финансовых документов, превышение должностных полномочий. Поэтому при подборе сотрудников необходимо обращать особое внимание на специфические особенности их предстоящей деятельности и квалификацию. В отдельных крупных компаниях, которые имеют свою учебную базу, принято принимать на работу молодых людей, не обладающих достаточной профессиональной подготовкой, с расчетом обучить их в процессе работы. В такой ситуации поступающий на работу человек видит для себя перспективу роста карьеры и благосостояния.
Тщательная проверка каждого кандидата сторицей окупит затраченные на нее средства.
Это позитивная тенденция, которую можно только приветствовать. Однако и в таких случаях работодатель должен быть уверен, что принимаемый на работу и обучение человек заслуживает доверия. Тщательная проверка каждого кандидата сторицей окупит затраченные на нее средства. Однако, несмотря на все собеседования и проверки, сотрудники не всегда оказываются лояльны к организации, скрывают какие-либо события из своего прошлого, отрицательные личные черты характера. Задача обеспечения кадровой безопасности эффективно решается с помощью метода психофизиологического тестирования на детекторе лжи (полиграфе). Полиграф дает сведения, которые не всегда могут быть своевременно добыты с помощью иных методов.