Современные российские железные дороги не имеют динамичности управления, что связано с переходом данного вида транспорта под контроль государства. Результат такого реформирования: ухудшение качества управления транспортной системой, устаревание материальной части.
Все это накладывается еще и на главную проблему российских железных дорог — хронический недостаток технологических резервов, что связано с высокой загрузкой сети железнодорожного транспорта, постоянным увеличением количества клиентов.
В зарубежных государствах активно используется опыт технологического усовершенствования на собственных полигонах. В ПАО «РЖД» только недавно стали создавать похожие технологии для увеличения грузооборота, улучшения отдельных качественных показателей по эксплуатации транспорта.
Нормативное правовое регулирование функционирования железнодорожной инфраструктуры
В законодательстве железнодорожная инфраструктура обычно понимается как особый технологический комплекс, который включает в себя как железнодорожные пути общего пользования, так и станции, систему электроснабжения, сети связи и сигнализации, систему управления движением, а также иные объекты, которые оказывают содействие в функционировании железнодорожного транспорта. В указанном понятии не содержится сведений о деятельности специальных депо, а также иных сервисно-ремонтных организаций, которые должны обеспечивать полноценную работу компании.
Перевозчики в сфере железнодорожного транспорта
Второе важное понятие, содержащееся уже в гражданском законодательстве. Главная задача перевозчика — это транспортировать пассажира или груз из одной точки в другую. Перевозчики имеют право использования систем управления железнодорожной инфраструктурой на основе специальных договоров.
Железнодорожная линия
Третье важное понятие, содержащееся в действующем законодательстве. Под ней понимается транспортная инфраструктура, включающая не только земельный участок с располагающимся на нем недвижимым имуществом, но и еще деятельность отдельных социальных, государственных компаний, железнодорожных предприятий, осуществляющих содержание железных дорог в рамках требований действующего законодательства.
Краткая характеристика «РЖД»
Реформирование отрасли, произведенное в 2011 году, привело к тому, что в отрасли существует основной оператор перевозок — это ПАО «РЖД», которое осуществляет централизованное диспетчерское управление общегосударственным перевозочным процессом. При этом внутри «РЖД» существует дифференциация: прибыльные маршруты остались в структуре компании, убыточные были выведены из ее ведения (созданы пассажирские компании, которые являются самостоятельными субъектами, финансируемыми из государственного бюджета при необходимости сохранения социально важных маршрутов).
Экономический анализ состояния железных дорог в России
В железнодорожном хозяйстве России работают не менее 1,6 млн человек (то есть 2,2% по среднегодовой численности работников). Железнодорожное хозяйство занимает по внутреннему валовому продукту не менее 5% от ВВП, по международной эксплуатационной длине — не менее 7%, по мировому пассажирскому обороту сети — не менее 15%, по грузообороту — не менее 24%.
РАН отмечает, что на железнодорожный транспорт возлагаются большие надежды и ожидания. Однако общий износ инфраструктуры «РЖД» выше допустимой нормы на 20%. 54 тыс. км контактной сети, 75% систем электрической централизации и более 60% технических средств тяговых подстанций функционируют с просрочкой. 13% парка электровозов, 30% маневровых тепловозов работают с истекшим сроком годности.
Для капитального улучшения ситуации требуется:
• инвестирование в «РЖД» не менее 1,5 трлн руб.;
• строительство новых железнодорожных сетей;
• модернизация устаревшего транспорта;
• закупка новых вагонов.
Если это не будет осуществлено, то в 2020 году останутся невывезенными более 100 млн т грузов, бюджет не получит более 1,4 трлн руб. Все это прямо связано с перегрузкой имеющегося объема железных дорог (грузооборот в 2018–2019 годах был увеличен почти в 2 раза), непроизводительными простоями транспорта, серьезным изменением количества пассажиров (за год «РЖД» перевезли более миллиарда человек).
Полигоны «РЖД»
В 2017 году для сокращения вышеуказанных рисков были созданы первые полигоны, состоящие из подразделений производственного блока «РЖД» на восточном направлении. Координация всех пассажиро- и грузопотоков в рамках полигона осуществлялась на базе единого диспетчерского центра. Она позволяла качественно регулировать тяговые ресурсы через специальный центр управления. Результат: пассажирское сообщение существенно ускорилось, была выстроена новая логистическая система управления грузами на территории РФ, сокращены сроки доставки товаров, уменьшено количество поездов, которые отставали от графиков, снижен пробег локомотивов, время нахождения поездов на технических станциях существенно сократилось.
Эти позитивные черты функционирования «РЖД» практически полностью нивелировались системой внутрирегионального управления, которое осталось без изменений.
Как содержать полигонную инфраструктуру?
Так как железные дороги подвержены коррозии, на них прямо влияют природно-антропогенные факторы, то для хорошего внутреннего функционирования системы «РЖД» необходимо создать структуру стимулов для разных групп.
Стимулы всегда просчитываются на основе финансового анализа. Последний базируется на оценке объемов выполненных субъектами работ, затрат на производство (то есть оценки себестоимости по линии тонны на километры перевезенного груза). В этом контексте большое значение приобретает сокращение затрат на себестоимость перевозочного процесса. Противозатратный механизм нацеливает персонал железнодорожного транспорта на лучшее использование имеющегося производственного потенциала со снижением затрат на содержание инфраструктуры и на эксплуатационные работы.
Противозатратный механизм содержания внутри «РЖД»
Для решения поставленной задачи внутри «РЖД» разработан специальный противозатратный механизм содержания. Он состоит из нескольких частей: блока оценки, ранжирования себестоимости, матриц свертки.
- Блок оценки, ранжирования себестоимости оценивает затраты на содержание железнодорожных линий на основе адаптивного механизма оценки. На основе линейной модели должна быть сформирована нормативная стоимость осуществляемого ремонта железнодорожного транспорта.
- Матрицы свертки. Специальный механизм, который состоит из таблиц в целях сопоставления двух показателей: один — показатель в столбце, второй — показатель в строке; на пересечении этих двух показателей указывается ранг свертки. Это необходимо для ранжирования показателей: эксперты, оценивая произведенную работу, могут через матрицу установить истинное значение той или иной статистической характеристики.
Показатели использования железнодорожных линий в теории статистики разделяются на несколько групп: ведущие и вспомогательные. Ведущие характеризуют исполнение основных норм, нормативов и иных плановых заданий. Если субъект не выполнил какую-то миссию, то в этом случае устанавливается штраф, который ухудшает оценку выполнения назначенного плана по вспомогательным показателям.
Для формирования ранга как основного, так и дополнительного показателя обычно производятся следующие работы: первый ранг получает невыполнение плана по первому уровню, второй — выполнение показателей плана на первом уровне, третий — выполнение показателей по второму уровню, четвертый — достижение показателей по всем трем уровням, пятый ранг — реализация поставленной в плане цели.
Подобная система управления позволит оперативно вносить изменения в имеющуюся нормативную базу. Кроме того, стоимостные показатели выполняемых субъектами работ будут отличаться четкостью и непротиворечивостью (вся первичная и количественная информация фиксируется статистическими подразделениями).
Предложения по усовершенствованию имеющейся системы
Однако указанный формат работы имеет и ряд недостатков: так, например, минимизировано взаимодействие с экспертами. Для улучшения ситуации ряд авторов предлагают создать единый центр, осуществляющий комплексное управление инфраструктурой. Центр сможет производить комплексный мониторинг по эксплуатации важнейших объектов железнодорожного транспорта (кроме того, через единую информационную систему у центра появится возможность отслеживать динамику финансовых затрат с последующей их корректировкой).
Взаимодействие центра с иными подразделениями «РЖД»
Единый созданный центр сможет взаимодействовать на постоянной основе с другими подразделениями компании:
• дирекцией управления движением;
• территориальными центрами транспортного обслуживания;
• железной дорогой.
Взаимодействие центра с подразделениями возможно оценить с использованием теории активных систем.
Как осуществляется анализ показателей?
Имеющиеся группы показателей разбиваются внутри на несколько областей деятельности:
• производственная;
• финансовая;
• кадровая;
• техническая;
• технологическая;
• иные сферы деятельности.
Результаты таблиц позволяют правильно оценить качество выполнения основных показателей с использованием единой интегральной оценки.
Прогнозирование на основе полученных данных
Зарубежные исследователи отмечают, что данные, полученные в результате использования матрицы, позволяют спрогнозировать основные показатели работы железных дорог.
При этом действуют следующие правила.
Интегральная оценка функционирования единых информационных центров управления устанавливается через матрицу свертки рангов как производственной, так и управленческой деятельности. Если потенциал управления железными дорогами будет использоваться (как следует из группы показателей) не в полной мере, то уровень конкурентоспособности транспорта сократится.
Регулирование подобной деятельности возможно через систему ПАМС, а также через планирование, стимулирование и финансирование работы подразделений, занимающихся эксплуатацией железнодорожных линий.
На Западе регулирование деятельности тесно взаимосвязано с контролем принятия решений. Считается, что все работы, осуществляемые разными субъектами внутри железнодорожного транспорта, должны быть прозрачны, логичны и обоснованны. Несоблюдение подобных требований предполагает направление в государственные железнодорожные компании проверяющих.
В России прозрачность системы управления может гарантировать Автоматизированная система управления эксплуатацией объектов железнодорожного транспорта. Эта программа позволяет автоматизированно оценивать и обрабатывать результаты работы разных железнодорожных линий, определять ресурсы, которые будут использоваться для обустройства железнодорожных путей. На основе контроля данных выявляются отклонения от нормативов.
Интеллектуальная система управления инфраструктурой
Еще один значимый алгоритм внутри железнодорожного транспорта — интеллектуальная система управления инфраструктурой. Эта система действует для принятия управленческих решений по использованию инфраструктуры железных дорог во время транспортировки объектов. Система позволяет анализировать разные группы данных, осуществлять математическую обработку информации, располагать технологические процессы в порядке возрастания или убывания. Кроме того, в систему вшита программа, предлагающая разные варианты перевозок.
Пока такая программа действует только на Восточном полигоне. В масштабах всей страны принятие и разворачивание подобных технологических решений требует адаптации норм и нормативов.
Этапы внедрения системы по всей России
Для внедрения данной системы в РФ требуется:
• унификация имеющихся норм;
• изменение системы контроля технического состояния;
• изменение системы организационного развития железных дорог;
• внедрение анализа данных;
• учет возможных отклонений при экстренных ситуациях.
Структура системы
Внутренняя структура подобной системы включает в себя:
• техническое состояние железных дорог;
• оценку прогрессивной технологии;
• автоматизацию имеющихся производственных процессов;
• внедрение новой инновационной ремонтной техники;
• использование современных материалов, конструкций;
• иные факторы, которые могут повысить уровень использования железных дорог в России.
Для оценки объема перевозок нужно учитывать следующие факторы:
• качественное улучшение условий труда;
• улучшение эффективности использования фондов;
• повышение качества обслуживания клиентов;
• улучшение системы управления железнодорожными линиями;
• повышение качества оказываемых гражданам и юридическим лицам услуг;
• снижение затрат при соответствующем росте перевозок.
Интеллектуальная система управления
В таком программном комплексе производится сопоставление базового и фактического норматива по оценке затрат для определения уровня отклонений. Контроль устанавливается в каждом конкретном случае на определенном временном интервале. В результате использования интеллектуальной системы возможно определить влияние каждой статьи затрат на улучшение норм или нормативов. Кроме того, ИСУ используется для анализа причин несоблюдения требований.
Выводы
«РЖД» при осуществлении своей политики должны руководствоваться не только коммерческими интересами, но и использованием различных методик и управленческих решений.
Эффективное использование всей инфраструктуры внутри «РЖД» возможно только в том случае, если субъекты действуют максимально дисциплинированно, рационально используют предоставленные им тяговые ресурсы и железнодорожные пути.
При этом считается важным соразмерное снижение расходов на содержание железнодорожной инфраструктуры: подобная корректива финансирования осуществляется только в том случае, если происходит корректива системы внутреннего управления.
Одним из базисных методов сокращения расходов считается противозатратный механизм, состоящий из нескольких адаптивных внутренних структур, направленных на упорядоченное и законное достижение поставленных целей. Для контроля достижения этих целей должен быть внедрен специальный автоматизированный учет данных, основанный в первую очередь на оценивании результатов деятельности. При таком учете необходимо помнить о том, что данные, предоставляемые в систему, должны соответствовать действительности, не противоречить требованиям объективности, рациональности и справедливости.
ФАКТОГРАФ
МИНИСТР ФИНАНСОВ РАССКАЗАЛ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ ДЛЯ ОАО «РЖД»
Министр финансов А.Г. Силуанов рассказал о положительных моментах приватизации для ОАО «РЖД». По мнению министра, несмотря на то что приватизация «Российских железных дорог» в ближайшее время не планируется, приход стороннего инвестора мог бы положительно сказаться на развитии, поскольку «встряхнул» бы топ-менеджмент компании.
Кроме того, А.Г. Силуанов отметил, что приход частного лица или «ока частного акционера — оно всегда там присутствует — хорошо бодрит менеджмент». Однако для реальной приватизации потребуется серьезная многолетняя подготовка.