По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791 DOI:10.33920/nik-01-2211-03

Полифония Достоевского versus номадизм постмодерна

Строева Олеся Витальевна АНО ВО «Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина», Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 32а, E-mail: olessia_75@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8554-8053

Статья посвящена вариативности интерпретаций творчества Ф.М. Достоевского в экзистенциально-постмодернистском ключе, что обусловлено полифонией, заложенной в произведениях великого писателя. Вопрос влияния Ф.М. Достоевского на Ф. Ницше и других неклассических философов рассматривался западными мыслителями начиная с XIX в., что привело к пониманию творчества писателя на Западе как образца экзистенциалистской эстетики трагического абсурда и сложного психологизма. Экзистенциалистские искания и идеи неклассической философии получили свое развитие в концепциях постмодернизма, где сформировался образ так называемого «номадического субъекта», находящегося в процессе постоянного становления, в результате чего лишенного целостности собственного Я. Задача настоящего исследования — соотнести модель постмодернистского «мерцающего дифферанса», описанную «философами различия», с провидческой полифонической моделью великого русского писателя. Специфическая модель постмодернистской субъективности находит свое воплощение не только в экспериментах современного авторского кинематографа, но и в общих тенденциях массовой киноиндустрии. В качестве объекта для анализа выбраны не прямые экранизации произведений писателя, а наиболее популярные экранные произведения последних лет, в том числе сериалы, как зарубежные, так и отечественные. В отличие от пессимизма и безысходности постмодерна, преодоление которого — одна из актуальных проблем современной культуры, Ф.М. Достоевский показывает в своих произведениях выход из экзистенциального кризиса, предлагая гибкую систему координат для «сборки». Творчество Ф.М. Достоевского сегодня актуально как никогда, так как учит зрелому подходу к переосмыслению процессов становления субъективности.

Литература:

1. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии). — М.: АСТ; Хранитель, 2007. — 220 с.

2. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений в 12 томах. — Т. 2. — М.: Правда, 1982. — 560 с.

3. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. — М.: Мысль, 1990. — 829 с.

4. Достоевский Ф.М. Письмо M.H. Каткову 10 (22) — 15 (27) сентября 1865. Висбаден // Собрание сочинений в 15 томах. — Т. 15. — Л.: Наука, 1988–1996. — 861 с.

5. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений в семи томах. — Т. 6. — М.: Институт мировой литературы РАН, 2002. — 505 с.

6. Stellino P. Nietzsche and Dostoevsky. On the Verge of Nihilism / Series: Lisbon Philosophical Studies. — Peter Lang Academic Publishers, Bern, 2015. — 245 p.

7. Жаринов Е. «Карамазовы». Средневековая мистерия, возмутившая многих // Альманах Artifex. — 2018. — № 45 [Электронный ресурс]. — URL: https://artifex.ruтеатр/ константин-богомолов-карамазовы (дата обращения: 28.10.2021).

8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.

9. Бердяев Н. Ставрогин // Библиотека «Вехи» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.vehi.net/berdyaev/stvrogin.html#_ftn1 (дата обращения: 28.10.2021).

10. Руднев В.П. Полифоническое тело. — М.: Гнозис, 2010. — 400 c.

11. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007. — 672 с.

12. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 512 с.

13. Достоевский Ф.М. Бесы // Собрание сочинений в 12 томах. — Т. 8. — М.: Правда, 1982. — 460 с.

14. Шавиро С. Вне критериев: Кант, Уайтхед, Делез и эстетика. — Пермь: Гиле Пресс, 2018. — 210 с.

15. Злотникова Т.С. Предостережения и предвидения русских классиков: между абсурдом и трагедией // Обсерватория культуры. — 2017. — № 14 (6). — С. 644–652.

16. Шляков А.В. Концепт «сборки» в номадологическом проекте Жиля Делеза // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 22. — С. 188–190.

17. Семенюк К.А. Номадическая сингулярность и бунт блудного сына: рефлексия о метафорах культуры // Вестник Томского гос. ун-та. — 2010. — № 338. — С. 64–67.

1. Shestov L. Dostoevsky and Nizsche (filosofia tragedii) [Dostoevsky and Nietzsche (philosophy of tragedy)]. — M.: AST: Khranitel Publ. [Moscow: AST: Guardian Publ.], 2007. — 220 p.

2. Dostoevsky F.M. Zapiski iz podpolya [Notes from the Underground] / Sobranie sochineniy. — T. 2. — M.: Pravda Publ. [Collected Works in 12 volumes. — Vol. 2. Moscow: Truth Publ.], 1982. — 560 p.

3. Nizsche F. Sochinenia v dvukhtomakh [Works in two volumes]. — M.: Mysl Publ. [Moscow: Thought Publ.], 1990. — 829 p.

4. Dostoevsky F.M. Pismo M.N. Katkovu 10 (22) — 15 (27) September 1865. Wiesbaden / Sobranie sochineniy v 15 tomakh [Collected works in 15 volumes. Vol. 15]. — T. 15. — L.: Nauka, 1988–1996. — 861 p.

5. Bakhtin M. Problemy poetiki Dostoevskogo [Problems of Dostoevsky's poetics] / Sobraniesochineniy. — T. 6. — M.: Institut Mirovoi literatury RAN [Collected works in seven volumes. — Vol. 6. — Moscow: Institute of World Literature RAS], 2002. — 505 p.

6. Stellino P. Nietzsche and Dostoevsky. On the Verge of Nihilism / Series: Lisbon Philosophical Studies. — Peter Lang Academic Publishers, Bern, 2015. — 245 p.

7. Zharinov E. «Karamazovy». Srednevekovaya misteria, vozmutivshaya mnogikh [“The Karamazovs”. Medieval mystery that angered many] / Artifex, No. 45, 2018. URL: https:// artifex.rutheatre/Konstantin-Bogomolov-Karamazovs. — Accessed 10/28/2021.

8. Gadamer H.-G. Istina i metod [Truth and Method]. Moscow: Progress Publ., 1988. 704 p.

9. Berdyaev N. Stavrogin [Stavrogin] / URL: http://www.vehi.net/berdyaev/stvrogin.html#_ftn1. — Accessed 10/28/2021.

10. Rudnev V.P. Polifonicheskoye telo [Polyphonic body]. — Moscow: Gnosis, 2010. — 400 p.

11. Deleuze J., Guattari F. Anti-Oedip: Kapitalism I shizifrenia [Anti-Oedipus: Capitalism and Schizophrenia]. — Yekaterinburg: U-Factoria, 2007. — 672 p.

12. Dostoevsky F.M. Dnevnik pisatelya [Writer's Diary] / Russkaya ideya [Russian Idea]. — Moscow: Ayris-press, 2004. — 512 p.

13. Dostoevsky F.M. Besy [Demons] / Sobranie sochineniy. — T. 8. — M.: Pravda Publ. [Collected works in 12 volumes. — Vol. 8. — Moscow: Truth Publ.], 1982. — 460 p.

14. Shaviro S. Vne kriteriev: Kant, Whitehead, Deleuze I aestetika [Beyond the Criteria: Kant, Whitehead, Deleuze and Aesthetics]. — Perm: Gile Press, 2018. — 210 p.

15. Zlotnikova T.S. Predosterezhenia I predvidenia russkih klassikov: mezhdu absurdom I tragediei [Warnings and foresights of Russian classics: between absurdity and tragedy] // Observatoria kultury [Observatory of Culture] — No. 14 (6), 2017. — P. 644–652.

16. Semenyuk K.A. Nomadicheskaya singularnost i bunt bludnogo syna: razmyshlenia o metaforah kultury [Nomadic singularity and the rebellion of the prodigal son: reflection on the metaphors of culture] // Vestnik Tomskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. — No. 338, 2010. — P. 64–67.

17. Shlyakov A.V. Konzepzia sborki v nomadologicheskom proyekte Gilya Deleza [The concept of “Assemble” in the nomadological project of Gilles Deleuze] // Teoria I praktika sozialnogo razvitia [Theory and practice of social development]. — No. 22, 2015. — P. 188–190.

Статья поступила 08.09.2022.

Образы болезненного бытия и эстетика мрачного абсурда, трагичность и одержимость героев Ф.М. Достоевского приобрели в массовой культуре характер своеобразного клише, которое сформировалось в результате интерпретаций романов великого русского писателя в контексте ницшеанства и экзистенциализма. Русский философ-экзистенциалист Лев Шестов одним из первых назвал Ф. Ницше и Ф.М. Достоевского братьями, даже братьями-близнецами: «Может быть, большинство читателей не хочет этого знать, но сочинения Достоевского и Ницше заключают в себе не ответ, а вопрос. Вопрос: имеют ли надежды те люди, которые отвергнуты наукой и моралью? То есть возможна ли философия трагедии?» [1, с. 10–11]. Родство двух гениев Л. Шестов видел в том, что Достоевский разочаровался в своих романтических убеждениях, создав подпольного человека, что соотносимо с переоценкой всех ценностей Ф. Ницше и его нигилизмом. Герой «Записок из подполья» провозглашает: «Свету ли провалиться иль мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить» [2, с. 497]. В этом высказывании своего персонажа Достоевский демонстрирует крах метафизических идеалов, так как до них нет дела обывателю. Противопоставляя Достоевского и Толстого, Л. Шестов говорит о последнем так: «Он по обыкновению ясен, светел, прозрачен» [1, с. 45], — что для Достоевского уже является притворством и ложью. В этом они схожи с Ницше, который в одном своем афоризме пишет: «Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?» [3, с. 729], — имея в виду, что истина безобразна, трагична, экзистенциальна, и, защищаясь от нее, человек создает покрывало метафизических аполлонических иллюзий.

Дионисийский человек Ницше осознает трагичность существования, но при этом бездействует. «Познание убивает действие, для действия необходимо покрывало иллюзии — вот наука Гамлета... В осознании раз явившейся взорам истины человек видит теперь везде лишь ужас и нелепость бытия», — так писал Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки» [3, с. 83]. «Каторга Достоевского продолжалась не четыре года, а всю жизнь», как пишет Л. Шестов [1, с. 57], — так родились философия трагедии, сходная с философией жизни Ницше, скептицизм и пессимизм, не признающий аполлонийский обман. Раскольников находится по ту сторону добра и зла, не приходя к раскаянию (вариативность понимания этого тезиса обусловлена полифоническим характером произведения, о чем речь идет далее в статье), то есть не вернувшись к априорным идеалам, — так в интерпретации Шестова Достоевский борется сам с собой, решая экзистенциальную дилемму дионисийского человека. Однако сам Федор Михайлович писал о своем замысле: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божья правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое, убеждение внутреннее даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело» [4, с. 273]. Нелепость и абсурд жизни против метафизики и аполлонических идеалов (категорического императива) — такова суть проблемы человеческого бытия, как ее понимал и Ф. Ницше.

Для Цитирования:
Строева Олеся Витальевна, Полифония Достоевского versus номадизм постмодерна. Вопросы культурологии. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: