В связи с выдающимися достижениями биологии, вносящими серьезный вклад в решение глобальных экологических проблем и оказывающими значительное влияние на различные сферы жизни человека, социально-необходимой задачей становится развитие биологической грамотности подрастающего поколения [1].
Биология, география и экология изучают реальные объекты и явления окружающего мира. Поэтому работа с теоретическим материалом: учебниками, презентациями и даже компьютерными программами не способна в полной мере обеспечить соблюдение педагогического принципа наглядности.
Согласно ФГОС изучение биологии в основной школе направлено на несколько ключевых целей, одной из которых является овладение учащимися умением применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами и инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить простейшие биологические эксперименты. [4] Данные умения необходимо развивать путем самостоятельной практической работы учащихся с использованием соответствующих наглядных пособий, что зачастую невозможно осуществить в стенах образовательного учреждения.
Выходом из данного противоречия может стать иная форма организации учебной деятельности: посещение школьниками организаций, непосредственно работающих с биологическими объектами, их изучением и сохранением. Традиционный применяемый формат урока-экскурсии не решает всех педагогических задач, стоящих перед преподавателями биологии. Основой традиционной экскурсии является сообщение учащимся новых знаний или закрепление изученного на уроках материала путем наглядной демонстрации. [2]
Принципиально иной подход к образовательной деятельности практикует МАУ Парк «Роев ручей». Совместно с образовательными учреждениями г. Красноярска с 2021 года успешно реализуется эколого-образовательный проект «Биостанция»: учащиеся 1–8 классов изучают естественные науки в условиях, приближенных к полевым.
Полевая практика — важное звено в системе биологического образования учеников. Она способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, овладению методиками полевых исследований и практико-ориентированных работ, получению первых навыков наблюдений, экспериментов и проектирования. Изучение материала на реальных объектах вместо книг и фотографий способствует зарождению интереса к изучению предмета и мотивирует к более глубокому и разностороннему освоению материала.