По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Полевая практика «Биостанция» — эффективный формат практико-ориентированной учебной деятельности в МАУ Парк «Роев ручей»

Горбань А.В. директор, МАУ Парк «Роев ручей», г. Красноярск
Чипура С.В. канд. геогр. наук, заместитель директора, МАУ Парк «Роев ручей», г. Красноярск

В данной статье описан опыт ведения практических занятий естественно-научного профиля для школьников 1–8 классов в формате полевой практики. Работа проводилась на базе Парка флоры и фауны «Роев ручей», на открытом воздухе, с использованием уникальной коллекции живых объектов и учебных пособий Парка. Показаны некоторые особенности данного формата, методические решения для его проведения, а также роль подобных практик в освоении школьниками соответствующих предметов.

Литература:

1. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе : учебное пособие для вузов / А.И. Никишов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2023. — 193 с.

2. Попова Е.Е., Петрищева Л.П., Шиковец Т.А. Виртуальные экскурсии по химии/ Наука и Образование. 2019 № 2 с.163

3. Сильченкова Л.С. Мельников Д.А. Эмоциональный интеллект как фактор формирования у учащихся ключевых компетенций / Л.С. Сильченкова, Д.А. Мельников // Образовательное пространство в информационную эпоху — 2019 / Под редакцией С.В. Ивановой. — М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. — С. 1122

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287.

В связи с выдающимися достижениями биологии, вносящими серьезный вклад в решение глобальных экологических проблем и оказывающими значительное влияние на различные сферы жизни человека, социально-необходимой задачей становится развитие биологической грамотности подрастающего поколения [1].

Биология, география и экология изучают реальные объекты и явления окружающего мира. Поэтому работа с теоретическим материалом: учебниками, презентациями и даже компьютерными программами не способна в полной мере обеспечить соблюдение педагогического принципа наглядности.

Согласно ФГОС изучение биологии в основной школе направлено на несколько ключевых целей, одной из которых является овладение учащимися умением применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами и инструментами; проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить простейшие биологические эксперименты. [4] Данные умения необходимо развивать путем самостоятельной практической работы учащихся с использованием соответствующих наглядных пособий, что зачастую невозможно осуществить в стенах образовательного учреждения.

Выходом из данного противоречия может стать иная форма организации учебной деятельности: посещение школьниками организаций, непосредственно работающих с биологическими объектами, их изучением и сохранением. Традиционный применяемый формат урока-экскурсии не решает всех педагогических задач, стоящих перед преподавателями биологии. Основой традиционной экскурсии является сообщение учащимся новых знаний или закрепление изученного на уроках материала путем наглядной демонстрации. [2]

Принципиально иной подход к образовательной деятельности практикует МАУ Парк «Роев ручей». Совместно с образовательными учреждениями г. Красноярска с 2021 года успешно реализуется эколого-образовательный проект «Биостанция»: учащиеся 1–8 классов изучают естественные науки в условиях, приближенных к полевым.

Полевая практика — важное звено в системе биологического образования учеников. Она способствует более глубокому пониманию изучаемого материала, овладению методиками полевых исследований и практико-ориентированных работ, получению первых навыков наблюдений, экспериментов и проектирования. Изучение материала на реальных объектах вместо книг и фотографий способствует зарождению интереса к изучению предмета и мотивирует к более глубокому и разностороннему освоению материала.

Для Цитирования:
Горбань А.В., Чипура С.В., Полевая практика «Биостанция» — эффективный формат практико-ориентированной учебной деятельности в МАУ Парк «Роев ручей». Музей. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: