Проблема формирования и укрепления здоровья детей, профилактики возникновения заболеваний в настоящее время является ключевым направлением российского образования и здравоохранения в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Доля влияния на формирование здоровья учащихся факторов школьной среды составляет до 30%. В образовательной системе современной школы наблюдается интенсификация учебного процесса. Усложнение учебной программы в школах нового вида (лицеи, гимназии) требует от школьников длительного функционального напряжения, которое ухудшает состояние организма, что особенно важно для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Одним из критериев адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников, относящихся к разным группам здоровья. Особого внимания развитие детей и подростков заслуживает в критические периоды жизни, такие как препубертатный и пубертатный, во время которых развитие структурно-морфофункциональных преобразований происходит гораздо интенсивнее, чем в стабильные возрастные периоды, но в то же время отмечается снижение регуляторной активности. Интенсивные воздействия неблагоприятных факторов в критические периоды развития могут привести к нарушениям процесса развития, способствовать формированию морфофункциональных нарушений, хронических заболеваний [1–5].
Важным критерием адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности [6–8]. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников 11–12 лет, относящихся к разным группам здоровья.
Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1, 2 и 3 групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года.