По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.95 DOI:10.33920/med-08-2207-06

Показатели умственной работоспособности учащихся лицея

Рукавкова Елена Михайловна канд. биол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. C. Тургенева», 302040 г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 95, e-mail: erukavkova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-2194-2446

Проблема формирования и укрепления здоровья детей, профилактики возникновения заболеваний в настоящее время является ключевым направлением российского образования и здравоохранения в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Доля влияния на формирование здоровья учащихся факторов школьной среды достигает 30 %. В образовательной системе современной школы наблюдается интенсификация учебного процесса. Усложнение учебной программы в школах нового вида (лицеи, гимназии) требует от школьников длительного функционального напряжения, которое ухудшает состояние организма, что особенно важно для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Одним из критериев адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников, относящихся к разным группам здоровья. Проведено обследование 130 девочек и 160 мальчиков 11-летнего возраста, учащихся лицея, которые после комплексной оценки состояния здоровья были отнесены к 1, 2, 3 группам здоровья. Были проанализированы количественные и качественные показатели умственной работоспособности в дневной, недельной и годовой динамике учебного года. Показано, что дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии успешно адаптируются к краткосрочным учебным нагрузкам, но имеют сниженную сопротивляемость к длительно действующим факторам учебного процесса, что подтверждается значительным снижением к концу учебного года качественных и количественных показателей умственной работоспособности. Выявленное в результате проведенного исследования значительное снижение умственной работоспособности в конце учебного года у учащихся 3 группы здоровья диктует необходимость дополнительного внимания к вопросу гигиенической регламентации режима деятельности обучающихся с отклонениями хроническими заболеваниями, а также разработки и использования здоровьещадящих технологий обучения.

Литература:

1. Булычева Е.В., Жданова О.М. Физиолого-гигиеническое обоснование способа повышения умственной работоспособности учащихся старшего школьного возраста. Гигиена и санитария. 2022; 101 (2): 186–193.

2. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

3. Валина С.Л., Эйсфельд Д.А., Штина И.Е. Особенности режима образовательной деятельности в школе с углубленным изучением отдельных предметов. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 3: 30–32.

4. Марченко В.И., Журавлев П.В., Айдинов Г.Т. Оценка состояния здоровья детей и подростков-школьников по результатам профилактических медицинских осмотров. Гигиена и санитария. 2022; 101 (1): 62–76.

5. Сетко А.Г., Жданова О.М., Лукьянов П.В. Особенности физиологических реакций на учебную нагрузку организма учеников с различными умственными способностями. Гигиена и санитария. 2022; 101 (2): 211–217.

6. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Тикашкина О.В. Комплексная гигиеническая оценка современных технологий профильного медицинского обучения старшеклассников. Гигиена и санитария. 2020; 99 (12): 1431–1437.

7. Маклакова О.А., Эйсфельд Д.А., Зайцева Н.В. Оценка адаптационных возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных организациях. Гигиена и санитария. 2021; 100 (5): 495–500.

8. Полянская Ю.Н., Грекова Н.А. Сравнительная оценка психофизиологического статуса учащихся II ступени обучения в динамике учебного года. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 4: 24–25.

9. Семенова Т.Н., Рукавкова Е.М. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов. Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2007; 57 (4): 455–460.

1. Bulycheva E.V., Zhdanova O.M. Physiological and hygienic substantiation of a way to increase the mental performance of students of senior school age. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2022; 101 (2): 186–193. (in Russian)

2. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

3. Valina S.L., Eisfeld D.A., Shtina I.E. Features of the mode of educational activity at school with in-depth study of individual subjects. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Issues of school and university medicine and health). 2019; 3: 30–32. (in Russian)

4. Marchenko V.I., Zhuravlev P.V., Aidinov G.T. Assessment of the health status of children and adolescent schoolchildren based on the results of preventive medical examinations. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2022; 101 (1): 62–76. (in Russian)

5. Setko A.G., Zhdanova O.M., Lukyanov P.V. Features of physiological reactions to the training load of the body of students with different mental abilities. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2022; 101 (2): 211–217. (in Russian)

6. Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Tikashkina O.V. Comprehensive hygienic assessment of modern technologies for specialized medical education of high school students. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2020; 99 (12): 1431–1437. (in Russian)

7. Maklakova O.A., Eisfeld D.A., Zaitseva N.V. Evaluation of the adaptive capabilities of younger students studying in various educational organizations. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2021; 100 (5): 495–500. (in Russian)

8. Polyanskaya Yu.N., Grekova N.A. Comparative assessment of the psychophysiological status of students of the second stage of education in the dynamics of the academic year. Voprosy shkol’noj i universitetskoj mediciny i zdorov’ja (Issues of school and university medicine and health). 2019; 4: 24–25. (in Russian)

9. Semenova T.N., Rukavkova E.M. Indicators of mental performance of schoolchildren enrolled in programs of in-depth study of a number of subjects. Zhurnal vysshej nervnoj dejatel’nosti im. I.P. Pavlova (Journal of Higher Nervous Activity). I.P. Pavlova. 2007; 57 (4): 455–460. (in Russian)

Проблема формирования и укрепления здоровья детей, профилактики возникновения заболеваний в настоящее время является ключевым направлением российского образования и здравоохранения в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Доля влияния на формирование здоровья учащихся факторов школьной среды составляет до 30%. В образовательной системе современной школы наблюдается интенсификация учебного процесса. Усложнение учебной программы в школах нового вида (лицеи, гимназии) требует от школьников длительного функционального напряжения, которое ухудшает состояние организма, что особенно важно для детей с отклонениями в состоянии здоровья. Одним из критериев адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников, относящихся к разным группам здоровья. Особого внимания развитие детей и подростков заслуживает в критические периоды жизни, такие как препубертатный и пубертатный, во время которых развитие структурно-морфофункциональных преобразований происходит гораздо интенсивнее, чем в стабильные возрастные периоды, но в то же время отмечается снижение регуляторной активности. Интенсивные воздействия неблагоприятных факторов в критические периоды развития могут привести к нарушениям процесса развития, способствовать формированию морфофункциональных нарушений, хронических заболеваний [1–5].

Важным критерием адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности [6–8]. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников 11–12 лет, относящихся к разным группам здоровья.

Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1, 2 и 3 групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года.

Для Цитирования:
Рукавкова Елена Михайловна, Показатели умственной работоспособности учащихся лицея. Санитарный врач. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: