Эпилепсия на современном этапе сохраняет позиции одного из самых часто встречающихся неврологических заболеваний. Её распространенность в России составляет 6,2 на 1000 населения, а в мире — 3,4 на 1000 населения [1] [Guekht и др., 2010]. Помимо эпилептических приступов, заболевание сопряжено с коморбидными заболеваниями и когнитивными нарушениями, которые даже при успешной компенсации приступов медикаментозными и/или хирургическими методами, продолжают оказывать негативное влияние на качество жизни больных [2–8]
Исторически сложилось так, что лечение эпилепсии в первую очередь направлено на достижение контроля приступов. Когнитивным симптомам часто не уделяется должного внимания, и во многих случаях они рассматриваются в первую очередь как следствие приступов [9]. Однако ряд исследований, проведенных среди пациентов с недавно установленным диагнозом эпилептической энцефалопатии, показал, что у значительной части из них когнитивные нарушения возникают уже в начале эпилепсии, то есть после нескольких приступов и до начала лечения противоэпилептическими препаратами [10, 11]. Это особенно важно учитывать у пациентов детского возраста.
Основными причинами нарушения когнитивных функций у пациентов с эпилепсией являются структурные повреждения головного мозга, тяжесть и частота приступов, врождённые и приобретённые соматические заболевания, а также политерапия антиэпилептическими препаратами (АЭП) [12, 13].
Отдельный аспект — влияние хирургического лечения эпилепсии на когнитивный статус. По данным литературы в операции нуждаются больные с фармакорезистентной структурной эпилепсией в трети случаев [14– 18]. Операция — эффективный и безопасный метод лечения пациентов с фокальной фармакорезистентной эпилепсией, 30–84 % хирургических вмешательств имеют благоприятные исходы с контролем или снижением тяжести и/или частоты приступов [18–21] .
Когнитивные исходы операции различны: отмечаются как положительные изменения, так и отсутствие изменений, также риск нарастания когнитивной дисфункции. Если нарушения когнитивных функций возникают после операции, то они, как правило, проявляются в течение первого года, далее когнитивный статус остаётся стабильным вплоть до 13-летнего послеоперационного наблюдения [6, 15]. По данным исследования Helmstaedter и др. вербальная память ухудшалась только у 3–17 % пациентов, в то время как у 16–20 % наблюдалось улучшение, которое более выражено у более молодых пациентов [6, 15]. В целом на негативные когнитивные исходы после оперативного лечения оказывают влияние: низкий уровень образования, предоперационный когнитивный дефицит, отсутствие психического резерва, ранний возраст начала эпилепсии, длительный анамнез эпилепсии, возобновление приступов, структурно неизмененный гиппокамп, резекция левой височной доли [6, 14, 22, 23]. Раннее выявление и компенсация когнитивных нарушений может помочь минимизировать оказываемое ими негативное влияние на качество жизни пациента, особенно у пациентов с фармакорезистентной эпилепсией (ФРЭ). В связи с этим пациентам с эпилепсией необходима регулярная оценка когнитивных функций. Основные скрининговые инструменты диагностики когнитивных нарушений в практике невролога — Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MoCA) и Краткая шкала оценки психического статуса (MMSE) — позволяют врачу осуществлять контроль за динамикой когнитивных функций в постоперационном периоде [17, 24, 25].