По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Показатели безопасности движения на железнодорожном транспорте

В.М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приводятся существующие на железнодорожном транспорте в Российской Федерации показатели для количественной оценки безопасности движения. Представлена динамика изменения абсолютного и относительного числа случаев нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО «РЖД» в 2003–2018 гг. Рассматриваются возможности дальнейшего развития системы показателей.

Литература:

1. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. / Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2005. — 320 с.

2. Рудановский В.М. Управление безопасностью движения в организациях железнодорожного транспорта // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2019. — №1. — C. 12–23.

3. Commission Directive 2009/149/EC of 27 November 2009 amending Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council as regards Common Safety Indicators and common methods to calculate accident costs // Official Journal of the European Union. — L 313, 28.11.2009. — Р. 65–74.

4. ГОСТ 333582015 Функциональная безопасность. Системы управления и обеспечения безопасности движения поездов. Термины и определения. Введ. 01.03.2016. — М.: Стандартинформ. — 19 с.

5. ГОСТ Р МЭК 61508-42012 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения. Введ. 01.08.2013. — М.: Стандартинформ. — 36 с.

6. Commission Decision of 5 June 2009 on the adoption of a common safety method for assessment of achievement of safety targets to in Article 6 of Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council. 2009/460/ЕС // Official Journal of the European Union. — L 150, 13.06.2009. P. 11–19.

7. Рудановский В. М. Целевые показатели безопасности на железнодорожном транспорте // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2017. — №6. — C. 13–23

8. Новожилов Е. О. Принципы построения матрицы рисков // Надежность (Dependability). — 2015. — №3. — C. 7379.

9. ГОСТ Р 534802009 Надежность в технике. Термины и определения. Введ. 01.01.2011. — М.: Стандартинформ. — 32 с.

10. ГОСТ 321922013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения. Введ. 01.07.2014. — М.: Стандартинформ. — 32 с.

Достаточно полноценно сформированная номенклатура всех групп показателей, характеризующих безопасность движения поездов и маневровой работы, и организация их системного использования для оценки безопасности движения позволяют объективно выявлять критичные процессы в деятельности железнодорожного транспорта в области безопасности движения, своевременно и целенаправленно воздействовать на них. Кроме того, их гармонизация применительно к различным организациям железнодорожного транспорта, в том числе зарубежного, создает возможности сопоставления существующего состояния и достижений этих организаций в улучшении состояния безопасности движения.

Достаточно длительное время основными и практически единственными показателями состояния безопасности движения на железнодорожном транспорте различных стран были число событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (всего и каждого вида событий в соответствии с их классификацией), число погибших и травмированных в этих событиях, численность выбывшего из эксплуатации железнодорожного подвижного состава и данные о размерах повреждений объектов инфраструктуры. При этом безопасность оценивалась только по наличию негативных последствий от ее несоблюдения.

В 2009 г. в ОАО «РЖД» была разработана система гармонизированных показателей для оценки состояния безопасности движения поездов, установлен единый порядок ее применения в деятельности по учету и использованию этих показателей.

При разработке этой системы были использованы элементы методологии сбалансированной системы показателей (ССП) [1], а также принцип преемственности существовавшему ранее в ОАО «РЖД» набору показателей.

Применение методологии ССП к деятельности ОАО «РЖД» в области обеспечения безопасности движения поездов призвано создать сбалансированную систему оценок деятельности на всех уровнях управления ОАО «РЖД» в области безопасности движения, донести задачи в области безопасности движения до каждого сотрудника и выстроить систему мотивации персонала для обеспечения как текущих требований безопасности движения, так и стратегических целей.

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Показатели безопасности движения на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: