Достаточно полноценно сформированная номенклатура всех групп показателей, характеризующих безопасность движения поездов и маневровой работы, и организация их системного использования для оценки безопасности движения позволяют объективно выявлять критичные процессы в деятельности железнодорожного транспорта в области безопасности движения, своевременно и целенаправленно воздействовать на них. Кроме того, их гармонизация применительно к различным организациям железнодорожного транспорта, в том числе зарубежного, создает возможности сопоставления существующего состояния и достижений этих организаций в улучшении состояния безопасности движения.
Достаточно длительное время основными и практически единственными показателями состояния безопасности движения на железнодорожном транспорте различных стран были число событий, связанных с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (всего и каждого вида событий в соответствии с их классификацией), число погибших и травмированных в этих событиях, численность выбывшего из эксплуатации железнодорожного подвижного состава и данные о размерах повреждений объектов инфраструктуры. При этом безопасность оценивалась только по наличию негативных последствий от ее несоблюдения.
В 2009 г. в ОАО «РЖД» была разработана система гармонизированных показателей для оценки состояния безопасности движения поездов, установлен единый порядок ее применения в деятельности по учету и использованию этих показателей.
При разработке этой системы были использованы элементы методологии сбалансированной системы показателей (ССП) [1], а также принцип преемственности существовавшему ранее в ОАО «РЖД» набору показателей.
Применение методологии ССП к деятельности ОАО «РЖД» в области обеспечения безопасности движения поездов призвано создать сбалансированную систему оценок деятельности на всех уровнях управления ОАО «РЖД» в области безопасности движения, донести задачи в области безопасности движения до каждого сотрудника и выстроить систему мотивации персонала для обеспечения как текущих требований безопасности движения, так и стратегических целей.