По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616. 089.069

Поиски психологических детерминант лживости школьников с задержкой психического развития

С.А. Масленникова доцент, ЧОУ ВО «Институт специальной педагогики и психологии», кафедра общей и специальной психологии, кандидат психологических наук, Санкт-Петербург, 113sv@mail.ru

В статье представлены результаты исследования детерминант проявлений лживости в структуре нравственного развития школьников 7–8 и 11–12 лет с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников. Обнаружено своеобразие детерминант лживости в зависимости от возраста, опыта использования лжи ребенком, его личностных особенностей и отношения родителей ко лжи.

Литература:

1. Масленникова С.А. Детерминанты проявления лживости у школьников с ЗПР: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2006.

2. Масленникова С.А. Диагностика проявлений лживости у школьников с задержкой психического развития Ананьевские чтения – 2010 / Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

3. Посохова С.Т. Лень: социокультурный и личностный смысл // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 14 / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 260 с.

4. Шипицына Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы Российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20–21 сентября 2010 г. – СПб., 2010. – 200 с.

5. Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

Согласно философским, медицинским, психологическим и педагогическим подходам, ложь – это системно-детерминированное явление, один из полюсов таких нравственных категорий, как «истина», «правда», «справедливость». В обобщенном виде смысловое пространство лжи можно представить как выражение нравственного развития, способ социализации и адаптации, как девиантное (отклоняющееся) поведение или даже психическое отклонение [5, с. 9].

Лживость можно рассматривать как сформировавшееся личностное свойство и как относительно устойчивую личностную установку на нарушение границ нравственного межличностного взаимодействия, обеспечивающую самораскрытие (самосохранение) личности при изменении ситуации развития [1]. Вместе с тем, лживость – это сложный многокомпонентный феномен, детерминированный индивидуальным опытом взаимодействия с жизненными социально-психологическими ситуациями.

В нашем исследовании к внутренним детерминантам отнесены особенности психического развития, в том числе задержка психического развития, возраст, пол, личностные свойства, а к внешним детерминантам – социальная ситуация развития, конкретизируемая в нравственной позиции родителей и школы.

Согласно статистике, в России и за рубежом наблюдается увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР), которым свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, поведения. В современных условиях инклюзивного образования, когда в классе массовой общеобразовательной школы могут одновременно обучаться и воспитываться дети как с отклоняющимся, так и нормальным психическим развитием, исследование своеобразия психического развития детей с ЗПР является наиболее актуальной проблемой с теоретической и практической сторон. Появляется насущный вопрос, как одновременно сочетать обучение и гармоничное развитие личности детей с отклоняющимся и нормальным психическим развитием. К сожалению, на сегодняшний день специалистам образовательных организаций не хватает знаний, способствующих пониманию закономерностей психического развития и особенностей поведения детей с ЗПР. Существуют различные барьеры для полноценного принятия детей с ЗПР как со стороны педагогов, так и со стороны нормально развивающихся детей и их родителей [4, с. 14–18].

Для Цитирования:
С.А. Масленникова, Поиски психологических детерминант лживости школьников с задержкой психического развития. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: