Согласно философским, медицинским, психологическим и педагогическим подходам, ложь – это системно-детерминированное явление, один из полюсов таких нравственных категорий, как «истина», «правда», «справедливость». В обобщенном виде смысловое пространство лжи можно представить как выражение нравственного развития, способ социализации и адаптации, как девиантное (отклоняющееся) поведение или даже психическое отклонение [5, с. 9].
Лживость можно рассматривать как сформировавшееся личностное свойство и как относительно устойчивую личностную установку на нарушение границ нравственного межличностного взаимодействия, обеспечивающую самораскрытие (самосохранение) личности при изменении ситуации развития [1]. Вместе с тем, лживость – это сложный многокомпонентный феномен, детерминированный индивидуальным опытом взаимодействия с жизненными социально-психологическими ситуациями.
В нашем исследовании к внутренним детерминантам отнесены особенности психического развития, в том числе задержка психического развития, возраст, пол, личностные свойства, а к внешним детерминантам – социальная ситуация развития, конкретизируемая в нравственной позиции родителей и школы.
Согласно статистике, в России и за рубежом наблюдается увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР), которым свойственны незрелость эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, поведения. В современных условиях инклюзивного образования, когда в классе массовой общеобразовательной школы могут одновременно обучаться и воспитываться дети как с отклоняющимся, так и нормальным психическим развитием, исследование своеобразия психического развития детей с ЗПР является наиболее актуальной проблемой с теоретической и практической сторон. Появляется насущный вопрос, как одновременно сочетать обучение и гармоничное развитие личности детей с отклоняющимся и нормальным психическим развитием. К сожалению, на сегодняшний день специалистам образовательных организаций не хватает знаний, способствующих пониманию закономерностей психического развития и особенностей поведения детей с ЗПР. Существуют различные барьеры для полноценного принятия детей с ЗПР как со стороны педагогов, так и со стороны нормально развивающихся детей и их родителей [4, с. 14–18].