Общество всегда связывает свои надежды с ожидаемыми переменами.
В этих условиях возможно ли оставаться на позициях прежних, порой во многом устаревших, представлений?
Тех представлений, которые в инженерной, как и в научной или образовательной деятельности, препятствуют развитию способностей и оставляют в тени творческую индивидуальность личности.
Специалист, не имеющий основательной методологической подготовки, вряд ли сможет должным образом ориентироваться в непрерывно обновляющемся многообразии мира техники, даже в относительно узкой «своей» специальности, не говоря уже о межотраслевых задачах. Для полной деятельности совершенно недостаточно иметь даже очень хорошую, но относительно узконаправленную подготовку.
Важно сформировать свою мировоззренческую позицию, связанную с научным и инженерным творчеством в своей деятельности.
Существует много подходов к описанию процесса творчества. В одних описывается деятельность выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, предпринимателей, артистов и других известных творческих личностей.
Порой раскрывается творческая лаборатория деятельности, но нет выхода на обновленные представления, позволяющие говорить об общей методологии творчества. Проблемы творчества не связываются с системным подходом и законами развития организационных, технических и информационных систем.
В других источниках рассматриваются проблемы методологии творчества в изобретательстве и проектировании систем. Системный подход в них явно не используется, присутствует и обнаруживается как бы интуитивно или подменяется другими понятиями.
В ряде работ по системному подходу не рассматриваются законы развития и функционирования систем. Много работ посвящено методам принятия решений, но в них не прослеживаются идеи системности и связь с законами развития систем. Есть ряд работ, посвященных методам создания новых технических решений, но предлагаемая в них методология не содержит взаимосвязей системного подхода с законами развития систем и методами принятия решений.