По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поиск и выработка решений в инженерной деятельности

Методологическое единство естествознания состоит в том, что люди как в природе, так и в технике имеют дело с единой материей, существующей и развивающейся по единым законам. По этой причине универсальные диалектико-материалистические принципы познания являются общими как для природы, так и техники. Инженерная деятельность, как правило, не связана с добыванием знаний «о природе вещей», но связана с получением и применением знаний «о синтезе вещей». Конечной целью всякого человеческого познания, да и вообще проявления активной человеческой деятельности и взглядов, является не накопление знаний, как таковых, а стремление заставлять их служить себе и общему благу. Отсюда следует, что объективное существование знаний о «естественном» и «искусственном» рождает разные типы системных исследований. Если непосредственной целью естествознания является познание истины и раскрытие законов природы, то непосредственной целью технических наук и инженерной деятельности является практическое использование этих законов, выяснение и обоснование их применения.

Литература:

1. Кузьмин П.К. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. — М.: Политиздат, 1986.

2. Саймон Г. Наука об искусственном. — М.: Мир, 1972.

3. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1982.

4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства. — 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1973.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М.: Сов радио, 1979.

6. Альтшулдер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1985.

7. Балашов Е.П. Эволюционный синтез систем. — М.: Радио и связь, 1985.

8. Самарин В.В. Техника и общество. Социально-философские проблемы развития техники. — М.: Мысль, 1988.

Общество всегда связывает свои надежды с ожидаемыми переменами.

В этих условиях возможно ли оставаться на позициях прежних, порой во многом устаревших, представлений?

Тех представлений, которые в инженерной, как и в научной или образовательной деятельности, препятствуют развитию способностей и оставляют в тени творческую индивидуальность личности.

Специалист, не имеющий основательной методологической подготовки, вряд ли сможет должным образом ориентироваться в непрерывно обновляющемся многообразии мира техники, даже в относительно узкой «своей» специальности, не говоря уже о межотраслевых задачах. Для полной деятельности совершенно недостаточно иметь даже очень хорошую, но относительно узконаправленную подготовку.

Важно сформировать свою мировоззренческую позицию, связанную с научным и инженерным творчеством в своей деятельности.

Существует много подходов к описанию процесса творчества. В одних описывается деятельность выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, предпринимателей, артистов и других известных творческих личностей.

Порой раскрывается творческая лаборатория деятельности, но нет выхода на обновленные представления, позволяющие говорить об общей методологии творчества. Проблемы творчества не связываются с системным подходом и законами развития организационных, технических и информационных систем.

В других источниках рассматриваются проблемы методологии творчества в изобретательстве и проектировании систем. Системный подход в них явно не используется, присутствует и обнаруживается как бы интуитивно или подменяется другими понятиями.

В ряде работ по системному подходу не рассматриваются законы развития и функционирования систем. Много работ посвящено методам принятия решений, но в них не прослеживаются идеи системности и связь с законами развития систем. Есть ряд работ, посвященных методам создания новых технических решений, но предлагаемая в них методология не содержит взаимосвязей системного подхода с законами развития систем и методами принятия решений.

Для Цитирования:
Поиск и выработка решений в инженерной деятельности. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: