С января по март производители зафиксировали 2%-й рост выпуска грузового подвижного состава, всего было произведено 16,8 тыс. единиц. Есть в этой категории свои «отличники» с «троечниками». Рост сразу в 42% показали полувагоны, их выпустили более 8 тыс. единиц (выпуск полувагонов с нагрузкой 25 тс достиг уровня 62%). Вторую строчку занимают цистерны — 3,8 тыс. ед. и рост на 44%. Платформы пополнили сеть РЖД на 2,3 тыс. ед. с падением на 8%. На фоне растущих сегментов есть и свои отстающие. Производство магистральных электровозов за два месяца составило 37 единиц (снижение на 17,8%). Выпуск магистральных тепловозов упал в январе–феврале на 34,6% — до 34 секций.
Эксперты, впрочем, просят снять розовые очки и предупреждают о возможных спадах производства железнодорожного ПС. В пользу таких прогнозов говорят и профицит вагонов на сети, и частичное падение грузовой базы, и другие факторы — как внутриотраслевые, так и макроэкономические.
Несмотря на высокие темпы производства подвижного состава в начале года, говорить о том, что такая динамика в отрасли продолжится и дальше, не приходится, рассказал ведущий эксперт-аналитик департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Ульян Сергеев.
«Уже в самой ближайшей перспективе ожидается снижение динамики выпуска новых вагонов. Так, по оценке ИПЕМ, отношение объема производства за II квартал 2025 года к уровню производства за аналогичный период 2024 года будет находиться в диапазоне от -14,9 до -20,0%.
Охлаждению спроса на новые грузовые вагоны способствует целый комплекс причин, в том числе снижение грузовой базы, низкие объёмы списаний парка в ближайшие годы, высокие лизинговые и кредитные ставки. Кроме того, на работу вагоностроителей негативно повлияла и борьба РЖД с порожними вагонами, поскольку были введены ограничения по выходу на сеть новых вагонов с заводов. Эта борьба связана с объективной необходимостью оптимизировать парк подвижного состава на сети.
Поддержать вагоностроителей сможет принятие инициативы о запрете экспорта угля в восточном направлении в типовых вагонах. Это решение позволит загрузить работой заводы, но только те, которые имеют компетенции в выпуске инновационного подвижного состава, а это в первую очередь ОВК и УВЗ», — напоминает эксперт.