Осенью музеи и культурные учреждения страны ждал новый удар — с 13 ноября по 15 января музеи были вынуждены снова закрыться из-за ухудшения эпидемиологической обстановки в стране.
Совокупная недополученная прибыль за период, когда музеям пришлось закрыть двери от посетителей, составляет миллионы рублей, причем российские музеи находятся в одинаково тяжелом положении. Такие крупные музеи Москвы, как Третьяковская галерея или Пушкинский музей, теряли около 2–3 млн руб. ежедневно, менее крупные — до 6 млн руб. в месяц.
Меньшими потерями обошлись музеи, связанные с туристическими потоками: например, музеи-заповедники «Царское Село» или «Петергоф» начинают свою работу только к лету, а потому осенний простой практически никак не сказался на их финансовом состоянии. Аналогичная ситуация сложилась и во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Зимние месяцы в этих музеях не являются прибыльными, вынужденное закрытие привело к переносу начала высокого сезона, однако последствия по сравнению с другими музеями не являются катастрофическими.
Заработанные самостоятельно деньги составляют до 70% бюджета успешного музея, во время пандемии они остались без доходов, при этом расходы (выплата аренды, коммунальной платы, охраны, зарплаты сотрудникам и пр.) оставались прежними. В государственных музеях удалось сохранить практически все ставки — по закону музей был обязан выплачивать сотрудникам, оказавшимся в состоянии простоя, две трети их прежней заработной платы. Но в частных музеях и культурных учреждениях ситуация оказалась намного серьезнее.
Чтобы сократить расходы, многим музеям пришлось перенести или отменить несколько проектов. Резко выросший курс евро вынудил от казаться от реализации совместных с западными партнерами планов. Летом музеи смогли открыться, но сезон получился скомканным, многие проекты пришлось отменить.
Но в том, что музеи были вынуждены закрыться и отказать туристам в проведении традиционных экскурсий, был один положительный момент: локдаун вынудил учреждения культуры перенести свою работу в онлайнплоскость. Музеи семимильными шагами начали осваивать возможности интернет-пространства, и тысячи россиян получили возможность оказаться внутри крупнейших из них, не выходя из дома. Конечно, реализовать такие проекты без помощи учредителей не получилось — государственным музеям оказали поддержку Министерство культуры, муниципальные и региональные власти.
В остальном мире сложилась аналогичная ситуация: крупнейшим музеям пришлось идти на сокращение штатов и отказ от новых проектов. Еще весной Метрополитен-музей прогнозировал дефицит собственного годового бюджета в размере до 100 млн долларов. К концу финансового года в Музее современного искусства Сан-Франциско недосчитались около 40% бюджета. Американские музеи были вынуждены пойти на сокращение штатов и отказаться от работы с сотрудниками, работающими на полставки или в качестве фрилансеров. Около 2 млн евро потеряли государственные музеи Берлина.
О том, какими были потери в Государственной Третьяковской галерее, рассказала генеральный директор музея Зельфира Трегулова. По ее словам, 2020 год должен был быть самым успешным в истории Третьяковской галереи, об этом свидетельствовали показатели I квартала года. Содержание и эксплуатация всех зданий музея в день обходятся примерно в 1 млн руб., а потому потери во время локдауна были колоссальными.
Из-за карантина музею пришлось сдвинуть все выставки. Так, выставка современного индийского искусства была перенесена почти на год — она состоится весной 2021 года. Выставка «Ненавсегда. 1968–1985» состоялась только в июле и стала одной из первых, представленных посетителям после открытия.
Проект «Романтизм. Мечты о свободе», подготовленный совместно с Германией, был перенесен дважды: сначала из-за первой волны коронавируса выставка была сдвинута на осень, затем из-за второй, уже осенью, перенесена на неопределенный срок. Этот проект с современным подходом к искусству должен был стать крупнейшим в истории Третьяковской галереи международным проектом. В рамках этой выставки кураторы сопоставили на одной площадке искусство эпохи романтизма в Германии и России. Экспозиция объединяет работы Филиппа Отто Рунге, Каспара Давида Фридриха, Иоганна Овербека, Алексея Венецианова, Александра Иванова, Карла Брюллова и многих других мастеров.
Особенно остро, по словам Зельфиры Трегуловой, встал вопрос с сохранением штата сотрудников. «Мы никого не уволили и не имеем права этого делать: мы государственный музей. И когда мы откроемся, нам потребуются все наши работники», — рассказала директор Третьяковской галереи и тут же отметила, что часть заработных плат выплачивалась из внебюджетных доходов, которые во время пандемии перестали поступать в фонд музеев.
Покрыть расходы музею позволила помощь государства: еще в мае 2020 года Правительство РФ выделило 3,8 млрд руб. Министерству культуры для оказания поддержки после приостановки работы учреждений культуры. Крупные государственные музеи оказались в числе приоритетных во время распределения финансовых средств.
Промежуточные итоги подвела и Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. По ее словам, за один день простоя музей в среднем терял около 2 млн руб. — потери связаны с недополучением прибыли от продажи билетов, с отмененными лекциями. Кроме финансовых потерь, Пушкинский музей столкнулся с потерями морального плана: были сорваны крупные международные проекты. Пандемия коронавируса затронула музеи не только во время закрытия — стратегия развития изменилась на следующие несколько лет. В ближайших планах — компенсировать отмененные или сдвинутые выставки 2020 года и проведение проектов в новых форматах.
Марина Лошак отметила, что самые активные партнеры музея, итальянские и французские музеи, находятся в еще более тяжелом положении, для полноценного восстановления работы им потребуется полтора-два года. Пушкинский музей смог реализовать несколько крупных проектов уже в 2020 году, например проект «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX — начала XX века».
В 2021 году музей запланировал несколько масштабных проектов, но подготовка к ним велась с учетом нестабильной эпидемиологической ситуации и вероятности очередного вынужденного закрытия. Так, по словам Марины Лошак, для каждого дорогостоящего проекта музей предусмотрел «выставку-дублер»: в случае, если не получится провести одну, ее можно будет заменить другой, не уступающей по качеству. Такое решение пришлось принять из-за невозможности долгосрочного планирования — пандемия снова и снова вносит свои изменения в планы не только музея, но и его партнеров. Была проведена огромная, невидимая для посетителей работа, но это единственный способ оставаться одним из самых успешных и востребованных музеев страны. Такие меры необходимы для того, чтобы хоть как-то гарантировать выполнение планов, поскольку сегодня музеи живут в очень сложных и нестабильных финансовых условиях.
Важнейшим условием выживания музея стала государственная помощь — за время простоя в первую и вторую волну музей потерял 50% всего бюджета. Но руководство верит: как только проблемы распространения коронавирусной инфекции будут преодолены, народ снова пойдет в музеи и потери удастся восполнить. К тому же до сих пор не ясно, в каком состоянии из кризиса выйдут спонсоры, не исключено, что они тоже внесут свой вклад в решение накопившихся финансовых проблем музея.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник — один из примеров музейных учреждений, напрямую связанных с туристическим сезоном, но и на этом музее вынужденное закрытие сказалось крайне негативно. В марте 2020 года, в низкий сезон, музей заработал в 2 раза меньше, чем в 2019 году.
По словам Светланы Мельниковой, директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника, главная задача учреждения в период пандемии заключалась в сохранении и поддержке трудового коллектива. Сотрудники, которые из-за пандемии остались без работы, — кассиры, экскурсоводы, смотрители, продавцы сувенирной продукции, — были отправлены на простой с сохранением заработной платы. Для этого руководству музея пришлось отказаться от ряда проектов, связанных с реставрацией памятников и организацией новых экспозиций, которые планировалось осуществить за счет полученной прибыли. Главными проектами сложного 2020 года в музее называют две выставки, посвященные 75-летию Великой Победы и 100-летию «Русского исхода».
Без внешней помощи обойтись во время пандемии музею не удалось. Летом 2020 года был создан Фонд развития Владимиро-Суздальского музеязаповедника, главная цель которого — собирать средства на покупку экспонатов и участвовать в волонтерских проектах. Кроме того, на сайте музея появился раздел «Поддержи музей», где каждый желающий может адресно перевести любую сумму на поддержку проектов, нуждающихся в финансовой помощи. В настоящее время музей работает над возрождением усадьбы Муромцево, занимается воссозданием мозаичной иконы «Спас на троне», реставрацией иконы XIII–XIV веков «Богоматерь Максимовская».
Из-за пандемии коронавируса и сложной финансовой ситуации Владимиро-Суздальский музей был вынужден отложить процедуру проведения конкурса на подготовку проектносметной документации сразу по трем проектам. Речь идет о реставрации памятников, входящих в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Были отменены закупки дорогостоящего оборудования и техники, необходимых музею.
Вместе с тем нужно отметить, что некоторые реставрационные работы, несмотря на пандемию, были продолжены: в Доме-музее Столетовых, в Музее хрусталя во Владимире. Активно велись работы по возрождению экспозиции «Сплетенье судеб» в Суздале. В музее отмечают, что готовы работать в любых условиях, к тому же, судя по активному росту количества пользователей интернет-ресурсов и вниманию со стороны государства, музей остается востребованным и нужным.
Аналогичная ситуация наблюдается и в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева. По словам директора музея Елизаветы Лихачевой, на закрытии музея только в первую волну было потеряно более 3 млн руб. Еще одним существенным ударом для музея стало сокращение спонсорской помощи — из-за сложной экономической ситуации партнеры музея были вынуждены сократить финансирование целого ряда совместных мероприятий. Директор музея призналась, что пришлось пересмотреть практически все контракты.
В апреле 2020 года должна была состояться выставка фресок Калязинского монастыря. Проект был подготовлен вовремя, но презентовать его публике удалось только в сентябре. Планы музея нестабильны еще и из-за связи с европейскими партнерами, находящимися в состоянии глубокого кризиса. Важно, что музею удалось сохранить весь персонал, никто не был отправлен в отпуск без сохранения содержания.
Потери от введенного режима самоизоляции в Музее Москвы начали считать еще до объявления режима самоизоляции. Первые отголоски грядущих изменений раздались еще в феврале 2020 года — резко сократились запросы на проведение лекционных занятий и детских посещений в Детском центре музея, увеличились объемы возврата билетов. Генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова рассказала, что внебюджетный доход учреждения основан не только непосредственно на продаже билетов, но и на реализации спецпроектов, проведении совместных мероприятий с партнерами. Музей является одним из организаторов ряда московских фестивалей, во дворе музея организуются различные маркеты.
Еще в разгар первой волны стало очевидно, что даже после открытия музея восстановить прежний объем поступления внебюджетных средств будет невозможно. В связи с этим в Музее Москвы сместили фокус на проекты, реализуемые в онлайн-формате. Выставки, которые были запланированы, состоялись в назначенный срок, но в виртуальном виде. Конечно, переход в онлайн лишает музей привычной прибыли, но такой переход материально обеспечил учредитель музея — Департамент культуры города Москвы. Большинство таких онлайн-проектов были реализованы за счет собственных фондов, именно это помогло быстро и без потерь перестроиться на новый способ взаимодействия с публикой.
Каждый месяц простоя Музея Москвы обошелся примерно в 5 млн руб. — это около 70% от прибыли музея. Эти деньги используются не для абстрактного «развития музея», они идут на вполне конкретные задачи — на зарплаты, премии сотрудникам, эксплуатацию помещений, которые зачастую находятся в плохом состоянии.
А вот Музею современного искусства «Гараж» удалось адаптироваться к новой реальности. По словам Антона Белова, директора музея, из-за карантина музей недосчитался прибыли от продажи билетов, часть партнеров музея были вынуждены прекратить финансирование проектов из-за сложной экономической ситуации. Но вместе с тем большинство партнеров и патронов подтвердили свои платежи.
Музею удалось найти нового партнера в области реализации онлайнпрограмм, а потому критического обвала прибыли не произошло. Кроме непосредственно стоимости билетов, музей потерял в деньгах на отмене кинопоказов, лекций, закрытии книжного магазина и кафе. Каждый день простоя, по словам Антона Белова, приводил к потере примерно 1 млн руб.
Среди ряда отмененных или перенесенных проектов выделяется вторая триеннале современного искусства: проект пришлось перенести на осень, открытие состоялось 11 сентября, но из-за второй волны коронавируса организаторам пришлось поставить мероприятие на паузу.
Несмотря на то что Государственный музей-заповедник «Петергоф» является сезонным музеем, вынужденное закрытие из-за ухудшения эпидемиологической обстановки и последующие ограничительные меры нанесли комплексу колоссальный урон. Руководство музея в 2020 году несколько раз обращалось к посетителям со страниц своего официального сайта, оправдывая временное изменение льготной политики и призывая помочь спасти «Петергоф».
Летний сезон в «Петергофе» стартовал только 3 июля вместо традиционного 1 мая. В июле удалось открыть для посетителей «Нижний парк» с фонтанами, парк «Александрия» и Ораниенбаум. Открыть парадные залы Большого Петергофского дворца удалось только 12 сентября, практически под занавес сезона. Правда, из-за ограничений, связанных с коронавирусом, одновременно находиться в одном зале могут только пять человек — это беспрецедентно мало для такого крупного музея.
Крайне негативно сказалось на состоянии музея отсутствие иностранных туристов, в том числе из Китая. Бюджет музея на 70% состоит из средств, зарабатываемых самостоятельно, при этом в ведении музея находится огромное количество объектов, требующих сложного и квалифицированного ухода. Под управлением музея находятся четыре огромных парковых комплекса, 32 музея и несколько сотен тысяч предметов коллекции. Парки «Верхний сад» и «Александрия» для жителей города были доступны бесплатно — доступ в них музей обеспечивал самостоятельно. Финансирование из средств государственного бюджета позволяет покрыть не более 30% от необходимых расходов.
Музею удалось сохранить прежнюю стоимость билетов, во время непродолжительного сезона действовали все федеральные льготы, однако предоставить местным жителям бесплатный доступ в вышеупомянутые парки музей в этом году не смог.
Еще одна проблема, с которой столкнулся музей во время пандемии, — из-за пандемии на конкурсы не приходят подрядные организации, поскольку конкурсы на большие суммы в соответствии с российским законодательством предполагают большое финансовое обеспечение.
В условиях изоляции музей смог реализовать несколько крупных онлайн-проектов. В частности, была проведена онлайн-экскурсия с генеральным директором по музею «Государевы потехи», которую посмотрели более 150 тыс. человек. Прямой эфир из Большого дворца с одним из лучших экскурсоводов музея, Олегом Ганцевым, посмотрели свыше 50 тыс. человек. С помощью телеканала «Культура» музей смог выложить в открытый доступ новый документальный сериал «Другие Романовы», съемки которого проходили в «Петергофе».
Еще сложнее ситуация складывалась в музеях, где бюджет практически полностью состоит из самостоятельно зарабатываемых музеем денег. Мультимедиа Арт Музей Москвы зарабатывает 90% внебюджетных средств за счет реализации билетов, еще 10% — это образовательная деятельность. По словам Ольги Свибловой, директора музея, ежегодно доход музея равен 60 млн руб. Во время пандемии музей терял около 5–6 млн ежемесячно при общем бюджете на 2020 год в 201 млн.
Коллектив музея небольшой, вместе со службой эксплуатации он составляет всего 170 человек. Каждый человек в штате важен, а потому удалось сохранить все ставки. Еще одна крупная статья расходов музея связана с затратами на транспортировку дорогостоящих зарубежных выставок — они составляют более половины проектов музея. Так, ретроспектива Лучо Фонтаны обошлась музею в 1 млн евро.
Раньше бюджет музея закладывался при учете курса евро в 32 руб. — сегодня цена европейской валюты выше более чем в 2 раза. Музеи, работающие с иностранными партнерами и выставками, больше остальных теряют на падении рубля. В 2021 году музей готовится отметить свое 25-летие.
Как и другие музеи, в 2020 году музей-заповедник «Царское Село» был вынужден полностью перестраивать свою работу и адаптировать ее к новым реалиям. Несмотря на то что год прошел под эгидой карантина и пандемии, масштабная реставрация личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца и Александровского дворца продолжалась в соответствии с планом. Проект реставрации интерьера церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце позволил музею стать лауреатом Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини».
В 2020 году Екатерининский дворец и все его экспозиции были закрыты на протяжении 116 дней, 97 дней не работали парки. Таких пауз в работе музея не было со времен Великой Отечественной войны. По словам Ольги Таратыновой, директора ГМЗ «Царское Село», год стал тяжелым не только с материальной, но и с моральной точки зрения — гулкая тишина пустых залов, безлюдные цветущие парки оказались гнетущим зрелищем. Если в 2019 году было зафиксировано 4,18 млн посетителей, то в 2020 году — более чем в 4 раза меньше, 964,6 тыс. посещений.
Уже с первых дней карантина музей сделал акцент на работе в онлайнформате: лекции и онлайн-экскурсии посмотрели более 4 млн пользователей, общий охват аудитории в социальных сетях составил более 22 млн. К 75-летию Победы музей, не имея возможности подготовить проект в привычном формате, выпустил сборник материалов «Помнить, нельзя забыть! Город Пушкин. 1941–1946», музейную коллекцию пополнили редкие предметы — приобретения на пожертвования членов Клуба друзей музея.
Несмотря на отсутствие прибыли от продажи билетов, музей не прекратил приобретать предметы искусства — при финансовой помощи Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» в музей удалось вернуть блюдо, которое последнему императору России Николаю II вручили в Тамбове в начале ХХ века.
Министерство культуры в рамках поддержки музеев во время пандемии произвело корректировку государственного задания, снизило ключевые показатели, прежде всего по посещаемости. Серьезную финансовую поддержку музейному комплексу оказывают меценаты — Благотворительный фонд «Транссоюз», «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», компания «Газпром».