Рассматривая отечественный опыт применения подушевого финансирования необходимо отметить, что начало использования данного метода было положено в 80-х годах прошлого века, в рамках реформирования системы советского здравоохранения (системы Семашко).
В этот период стали очевидны недостатки экстенсивного пути развития отрасли (больше больниц, больше врачей и больше ресурсов) с полным отсутствием экономических стимулов для врачей и лечебных учреждений по улучшению показателей здоровья населения и качества медицинской помощи.
Система Семашко, в 70-е годы достигшая своего «рассвета» и обогнавшая многие экономически развитые страны, стала сдавать «позиции». Принятое на самом высоком уровне решение о проведении масштабных реформ в советском здравоохранении началось с «пилотов» в ряде областей и городов СССР (Куйбышевская и Кемеровская области, г. Ленинград и др.). Данный «пилот», начавшийся в 1985 г., получил наименование «Нового хозяйственного механизма» в здравоохранении. Одним из направлений было внедрение подушевого финансирования ПМСП с фондодержанием.
В рамках данной работы не будут рассматриваться характеристики и результаты НХМ, тем более что они были неоднозначными в различных регионах страны, а сам «пилот» так и не был завершен в связи с распадом СССР в 1991 году.
Необходимо отметить главное. Уже в современной России после принятия закона о медицинском страховании в рекомендациях Федерального фонда ОМС по выбору способа оплаты в системе ОМС (1993 год) подушевое финансирование было предложено к применению на региональном уровне наряду с другими способами оплаты (за посещение, обращение, законченный случай и т.п.).
Система ОМС на первом этапе своего существования (1991–2013 гг.), в период т.н. «бюджетно-страховой медицины», была крайне децентрализована как по управлению, так и по финансам, что привело к большому разнообразию региональных решений, как в выборе способа оплаты, так и в практической реализации подушевого финансирования.