До недавнего времени право инвалидов на образование не было закреплено на международном уровне. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную программу действий в отношении инвалидов [1]. Это был первый документ, в котором сформулированы основные принципы и правовые гарантии для людей с ограниченными возможностями здоровья.
К сожалению, между декларациями и их реализацией на практике нередко проходит много времени. Предвзятое отношение общества зачастую исключает инвалидов из социально-культурной жизни и нормальных человеческих взаимоотношений. Физические ограничения часто не позволяют им посещать государственные и другие учреждения, пользоваться транспортом, получать образование наравне с людьми, не имеющими инвалидности. Кроме того, существует множество процедурных и документальных проблем и препятствий для реализации человеком своих фундаментальных прав, в том числе права на образование.
В 2008 г. Россия ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов», принятую ООН в 2006 г. Чуть позже была принята государственная программа Российской Федерации «Доступная среда 2011–2020». Эти документы стимулировали выработку новых подходов к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все граждане со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в образовательном пространстве [4].
«Инклюзивное образование» — термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах [3]. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность общего, дополнительного и профессионального образования для всех, прежде всего развитие системы общего образования с точки зрения приспособления к различным нуждам [4].
Речь идет об обучении инвалидов в образовательной организации наряду с людьми без особых проблем со здоровьем, то есть об интеграции вместо сегрегации по всем видам специальных образовательных учреждений. Инклюзия является наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями; она способствует созданию благоприятной атмосферы и построению толерантного общества.