По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подходы к обучению и профессионализации инвалидов

Оксана Замолодская кандидат философских наук, начальник отдела профессионального обучения и содействия предпринимательской инициативе ГБУ «Женский деловой центр», г. Москва

Благополучная социализация человека с ограниченными возможностями здоровья мотивирует его к тому, чтобы стать независимым и полноценным членом общества, реализовать себя в жизни сообразно своим устремлениям.

Литература:

1. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Центр новостей ООН. — URL: http://www.un.org / russian / news / story. asp?newsID=6678#.WC98hDyg_IU (дата обращения: 19.11.2016).

2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011– 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297.

3. Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции 13 декабря 2013 г. Часть II. — Изд-во Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 2013.

4. Зубарева Т. Г. Компетентностно ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. — Курск, 2009.

До недавнего времени право инвалидов на образование не было закреплено на международном уровне. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всемирную программу действий в отношении инвалидов [1]. Это был первый документ, в котором сформулированы основные принципы и правовые гарантии для людей с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, между декларациями и их реализацией на практике нередко проходит много времени. Предвзятое отношение общества зачастую исключает инвалидов из социально-культурной жизни и нормальных человеческих взаимоотношений. Физические ограничения часто не позволяют им посещать государственные и другие учреждения, пользоваться транспортом, получать образование наравне с людьми, не имеющими инвалидности. Кроме того, существует множество процедурных и документальных проблем и препятствий для реализации человеком своих фундаментальных прав, в том числе права на образование.

В 2008 г. Россия ратифицировала «Конвенцию о правах инвалидов», принятую ООН в 2006 г. Чуть позже была принята государственная программа Российской Федерации «Доступная среда 2011–2020». Эти документы стимулировали выработку новых подходов к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все граждане со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в образовательном пространстве [4].

«Инклюзивное образование» — термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах [3]. Инклюзивное образование — это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность общего, дополнительного и профессионального образования для всех, прежде всего развитие системы общего образования с точки зрения приспособления к различным нуждам [4].

Речь идет об обучении инвалидов в образовательной организации наряду с людьми без особых проблем со здоровьем, то есть об интеграции вместо сегрегации по всем видам специальных образовательных учреждений. Инклюзия является наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями; она способствует созданию благоприятной атмосферы и построению толерантного общества.

Для Цитирования:
Оксана Замолодская, Подходы к обучению и профессионализации инвалидов. Служба занятости. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: