О мотивации написаны сотни статей и книг. Зачастую в них выдвигаются противоположные идеи. При этом на одних предприятиях у людей горят глаза при работе, а на других уже на входе ощущается всеобщее угнетение.
Все публикации о мотивации условно я разделяю на 2 группы. Первые говорят, что для того, чтобы люди хорошо работали, их нужно мотивировать. Сюда попадают все публикации с советами о том, как это делать. Начиная от описания различных методик веревочных курсов и заканчивая сложными системами мотивации на основе соревнований, грейдов и т. п.
Во вторых утверждается, что людей не нужно мотивировать, так как это бесполезно. Сюда я отношу все статьи с призывами признать изначально ленивую сущность человека, сосредоточиться на выжимании соков и т. п. Проще говоря, это точка зрения тех, кто разочаровался в человечестве и окончательно поверил в превосходство дубины над морковкой.
В один прекрасный момент я обнаружил себя ровно посередине. Моему управленческому опыту 16 лет. Я сделал неплохую карьеру на госслужбе, работал на руководящих позициях в рекламе, ритейле, консалтинге и, наконец, бизнес-образовании. Консалтингом и бизнес-образованием занимаюсь уже порядка 10 лет. Работаю преимущественно с руководящим составом предприятий среднего бизнеса.
За время своего руководства людьми я прошел несколько этапов — различных подходов к мотивации персонала. Этапы были такие:
1. Сначала я верил в палочную армейскую дисциплину. Этого я набрался на госслужбе. Приказ есть приказ, за его неисполнение — гарантированный расстрел, подчиненный высказывает свое мнение с разрешения начальства. Любимчиков быть не должно, так как перед взором начальствующего все должны быть равны. И знать свое место.
Первой частной компанией, куда я ушел после госслужбы, было рекламное агентство. Указанный подход продемонстрировал удручающие результаты. Люди хотя и работали, но как-то тухло, я был вынужден вникать во все детали и контролировать все и вся. А так как людей было много, то давалось это мне ой как нелегко. И я знал, что стоит мне отвернуться, как народ начинает плевать в потолок.