По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подход к «живому» профессиональному полю

Ульяна Назарова Елена Терелецкова, кафедра «Социология труда и экономика предпринимательства», Институт экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета
Ключевые слова:

Современный рынок труда и его неизменный спутник — рынок образовательных услуг — находятся в состоянии постоянных структурных изменений: «умирают» одни профессии и появляются другие. Как следствие, идет постоянная смена образовательных программ, а карьерные траектории становятся все более разнообразными. Так, если раньше путь человека был достаточно предсказуем: школа, вуз, предприятие, — то сейчас многовариантность карьерных сценариев просто поражает. Однако гибкость современного мира не решает всех проблем, а иногда даже усиливает их.

Литература:

1. Багирова И. Х., Зенкова Ж. Н. Моделирование готовности студентов к профессиональной деятельности с учетом мнений работодателей // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 8 (73). — С. 719–726.

2. Вишневская Н. Г. Качество образования как индикатор конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда / Н. Г. Вишневская // Вестник Башкирского государственного университета. — 2015. — Т. 20. — № 1. — С. 160–165.

3. Вишневская Н. Г. Человеческий капитал молодежи как фактор развития инновационной экономики / Н. Г. Вишневская // Финансовый бизнес. — 2016. — № 5. — С. 52–55.

4. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.

5. Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: http://npa.bashkortostan.ru / db / 2016 / 01 / 201601200008.pdf.

6. Официальный сайт Московской школы управления «Сколково» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.skolkovo.ru / public / media / docu-ments / research / sedec / SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.

7. Ситуация на регистрируемом рынке труда Республики Башкортостан в январе — декабре 2016 года / Информационный портал занятости населения Минтруда РБ. — Режим доступа: http://www.bashzan.ru / posts / 61300.

8. Терелекова Е. В., Назарова У. А. Системная поддержка выпускника: индивидуальный профориентационный маршрут / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.labourmarket.ru / i-confs / profconf.

Приходится констатировать: сегодня трудовой потенциал молодежи подвергается коррозийному воздействию безработицы и низкой оплаты труда. Так, в Республике Башкортостан молодежь 14–29 лет составляет половину от всех граждан, ищущих работу через государственную службу занятости населения, подростки 14–17 лет — четвертую часть. Среди безработных граждан молодежь в возрасте 16–24 лет на начало 2017 г. составляла 7,7 %, 25–29 лет — 11,1 % [7].

На наш взгляд, основными причинами неблагополучия на региональных рынках труда являются бессистемность и хаотичность действий по профориентации и содействию молодежной занятости. Экскурсии, ярмарки вакансий, круглые столы точечно собирают молодежь «по свистку», как результат — на таких мероприятиях дети часто смотрят в сотовые телефоны и выносят с собой лишь порцию утомления.

Видится, что для решения задачи эффективной профориентации нужен системный подход, включающий как минимум две важнейшие подсистемы, а именно: подсистему мотивации (мотивационные тренинги, беседы или выступления, активирующие детей на поиск своего профессионального призвания) и подсистему ориентирования (тестирование и собеседование с экспертом по карьере или психологом, мероприятия с использованием игротехнологий, ознакомительные мероприятия).

При этом все эти подсистемы, безусловно, находятся в тесной взаимосвязи. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Первая и очень важная, на наш взгляд, подсистема — мотивационная. Исходя из «теории поколений» мотивационная ориентация молодежи, относящейся к поколениям Y и Z, все больше берет крен в сторону нетрудовых ценностей, а именно отдыха, путешествий, общения с друзьями. Чувство тревоги за материальную сторону в будущем у них достаточно низкое благодаря мощной поддержке родителей [3].

Именно поэтому вопрос мотивации приобретает в системе профориентации все бóльшую актуальность. При этом прежде всего необходимо ответить на вопрос: к чему мы мотивируем молодежь? И здесь напрашиваются два направления [8]:

Для Цитирования:
Ульяна Назарова, Подход к «живому» профессиональному полю. Служба занятости. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: