Приходится констатировать: сегодня трудовой потенциал молодежи подвергается коррозийному воздействию безработицы и низкой оплаты труда. Так, в Республике Башкортостан молодежь 14–29 лет составляет половину от всех граждан, ищущих работу через государственную службу занятости населения, подростки 14–17 лет — четвертую часть. Среди безработных граждан молодежь в возрасте 16–24 лет на начало 2017 г. составляла 7,7 %, 25–29 лет — 11,1 % [7].
На наш взгляд, основными причинами неблагополучия на региональных рынках труда являются бессистемность и хаотичность действий по профориентации и содействию молодежной занятости. Экскурсии, ярмарки вакансий, круглые столы точечно собирают молодежь «по свистку», как результат — на таких мероприятиях дети часто смотрят в сотовые телефоны и выносят с собой лишь порцию утомления.
Видится, что для решения задачи эффективной профориентации нужен системный подход, включающий как минимум две важнейшие подсистемы, а именно: подсистему мотивации (мотивационные тренинги, беседы или выступления, активирующие детей на поиск своего профессионального призвания) и подсистему ориентирования (тестирование и собеседование с экспертом по карьере или психологом, мероприятия с использованием игротехнологий, ознакомительные мероприятия).
При этом все эти подсистемы, безусловно, находятся в тесной взаимосвязи. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Первая и очень важная, на наш взгляд, подсистема — мотивационная. Исходя из «теории поколений» мотивационная ориентация молодежи, относящейся к поколениям Y и Z, все больше берет крен в сторону нетрудовых ценностей, а именно отдыха, путешествий, общения с друзьями. Чувство тревоги за материальную сторону в будущем у них достаточно низкое благодаря мощной поддержке родителей [3].
Именно поэтому вопрос мотивации приобретает в системе профориентации все бóльшую актуальность. При этом прежде всего необходимо ответить на вопрос: к чему мы мотивируем молодежь? И здесь напрашиваются два направления [8]: