Качество и эффективность деятельности транспортно-технологических систем в значительной степени определяются правильным выбором элементов логистической цепи. Если элементы цепи выбраны правильно, то издержки на перевозку, время доставки будут минимальны, а прибыль участников процесса — высокая. Известно, что в автотранспортных системах ключевой элемент — это подвижной состав (ПС), т. к. основная доля затрат на логистику и сроков доставки на магистральных перевозках приходится на транспортировку. В случае несоответствия структуры парка ПС требованиям рынка транспортных услуг эффективность деятельности автотранспортного предприятия (АТП) резко снижается.
Эффективность и результативность деятельности АТП зависит от таких факторов, как состояние имеющегося в парке ПС; своевременного выполнения технического обслуживания и ремонта; квалификации ремонтного водителей и обслуживающего персонала; организации работ на предприятии; местонахождения предприятия и т. д. Взаимодействие различных факторов и влияние их на эффективность работы АТП в целом, представлено на рис. 1. Среди перечисленных факторов наиболее весомым является состояние имеющегося в АТП парка ПС, что на сегодняшний день является проблемным для всего транспортного комплекса страны.
Со стороны клиентов автотранспортным средствам (АТС) предъявляются такие требования, как соответствие характеру и структуре грузопотока; объемному весу и партионности груза; условиям эксплуатации; обеспечение рациональной скорости и безопасности движения, сохранности и своевременной доставки груза в пункт назначения; приспособленность имеющимся погрузочно-разгрузочным устройствам; удобство организации перевозок. Максимальная прибыль, что является основной целью коммерческого перевозчика, может быть достигнута только в случае, когда выбранный ПС наиболее полно соответствует условиям конкретной перевозки.
В данной работе уделено внимание одному из основных аспектов повышения эффективности работы АТП — выбору ПС для конкретных условий эксплуатации. Эффективность работы ПС непрерывно связана и с другими факторами, приведенными на рис. 1. К примеру, производительность ПС зависит от таких технико-эксплуатационных показателей автомобиля, как грузоподъемность, среднетехническая скорость, трудоемкость технического обслуживания и ремонта и др. С другой стороны, величина производительности может изменяться под действием факторов, не зависящих от модели автомобиля, таких как дорожные условия, технология перевозки, уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, квалификация водителя, техническая оснащенность АТП и др. Выбор автомобиля должен быть произведен с учетом влияния комплекса факторов. В зависимости от них эксплуатация одной и той же модели ПС в одних условиях перевозки может быть прибыльной, а в других — убыточным. При выборе ПС нужно исходить из тех условий эксплуатации, которые характерны для данного АТП. Причем условия эксплуатации при сравнении разных моделей автомобилей должны быть приняты одни и те же. Для обеспечения объективности выбора ПС необходимо соблюдать нижеприведенные требования: