Разработка точной дооперационной и/или интраоперационной диагностики опухолей щитовидной железы до сих пор остается актуальной проблемой биомедицины. Рекомендации по дооперационной диагностике новообразований щитовидной железы включают УЗИ и тонкоигольную пункционную биопсию с цитологическим исследованием. Однако точность этого метода не превышает 60 %, особо высокой является частота ложноположительных результатов оценки новообразований [1]. Более половины доброкачественных образований щитовидной железы имеют хотя бы один ультразвуковой признак «злокачественности» [2], а сложность цитологической верификации диагноза аденом и рака щитовидной железы из фолликулярных клеток привела к использованию в практической деятельности общего термина «фолликулярная опухоль». При этом от правильного диагноза зависит выбор объема необходимого хирургического вмешательства.
Ранее мы показали, что рак щитовидной железы обладает уникальным пулом протеасом, характеристики которого перспективны для разработки новых подходов к диагностике этого заболевания [3]. Используя одну из этих характеристик — химотрипсинподобную активность, мы разработали способ интраоперационной диагностики рака щитовидной железы [4]. Диагностически значимой величиной является отношение химотрипсинподобной активности протеасом в опухоли и в условно нормальной визуально неизмененной ткани (значение К). Критерием злокачественного диагноза является значение К не менее 3. При наличии аденомы величина К в подавляющем большинстве случаев не превышает 1,5. Отношение значения активности протеасом в центре опухоли к значению в отдаленных тканях позволяет достоверно дифференцировать доброкачественные и злокачественные процессы в щитовидной железе [5, 6].
Проведенные исследования показали, что чувствительность метода в диагностике рака щитовидной железы составила 92 %, в диагностике аденом — 100 %, специфичность — 100 и 88 % соответственно. Точность метода определения активности протеасом составила 95 %, что в полтора раза выше точности стандартного метода предоперационной дифференциальной диагностики (около 64 %) [5, 6]. Несовершенство стандартной предоперационной диагностики на фоне справедливо существующей у хирургов онкологической настороженности является причиной недостаточного объема операции достаточно редко, но приводит к высокой частоте превышения необходимого объема вмешательств, что увеличивает риск таких серьезных осложнений, как парез гортанного нерва и развитие стойкого гипопаратиреоза.