По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Подход к формированию комплекса мероприятий по преадаптации обучающихся для промышленности

Свинин Сергей Васильевич заместитель генерального директора по персоналу, ПАО «Машиностроительный завод имени М. И. Калинина», г. Екатеринбург, магистрант, Е-mail: cafetr@usue.ruб кафедра экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, РФ
Долженко Руслан Алексеевич д-р экон. наук, доцент, профессор, Е-mail: cafetr@usue.ru, кафедра экономики труда и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, РФ

Взаимосвязь вопросов мотивации, адаптации, привлечения и удержания молодежи на производстве повышает свою актуальность и востребованность, особенно в ландшафте дефицита кадров на рынке труда и недостаточного восполнения вакансий на производстве молодежью. В материале с основой на результаты социологического исследования обучающихся изложены предпосылки необходимости формирования отраслевой системы взаимодействия с обучающимися и предложены контуры комплекса мероприятий по их привлечению в промышленность. Введено понятие преадаптации обучающихся. С ориентиром на региональную архитектуру поддержки инженерно-технологического образования и профессий предложен к обсуждению набор конкретных мер и мероприятий, включающих три варианта развития производственных компетенций, механизмы мониторинга перспективных кадров и повышения привлекательности производственных профессий.

Литература:

1. Среднее профессиональное образование в России: статистический обзор/ Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, Л. Б. Кузьмичева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 72 с.

2. Долженко Р.А., Долженко С.Б., Свинин С.В. Молодежь завода, их ожидания и ценности работы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2023. — № 76. — С. 192–205.

3. Долженко Р.А., Долженко С.Б., Свинин С.В. Работа на промышленных предприятиях: ценностные ориентации молодежи // Социально-трудовые исследования. — 2024. — № 56 (3). — С. 156–165.

4. Chatman J.A. Matching people and organizations: Selection and socialization in public accounting firms // Administrative Science Quarterly. — 1991. — № 36 (3). — Р. 459–484.

5. Finegan J.E. The impact of person and organizational values on organizational commitment // Journal of Occupational & Organizational Psychology. — 2000. — № 73 (2). — Р. 149–169.

6. Meglino B.M., Ravlin E.C. Individual values in organizations: Concepts, controversies, and research // Journal of Management. — 1998. — No. 24. — Р. 351–389.

7. Vandenberghe C., Peiro J.M. Organizational and individual values: Their main and combined effects on work attitudes and perceptions // European Journal of Work & Organizational Psychology. — 1999. — No 8. — P. 569–581.

8. Dawis R. Person-Environment-Correspondence Theory / In S. D. Brown & Associates (4th ed.) // Career choice and development. — San Francisco: CA. Jossey-Bass, 2002. — 560 p.

9. Kyles D. Managing your multigenerational workforce // Strategic Finance. — 2005. — No. 87 (6). — P. 52–55.

10. Kristof-Brown A. L., Zimmerman R. D., Johnson E. C. Consequences of individuals’ fit at work: A meta-analysis of person-job, person-organization, person-group and person-supervisor fit // Personnel Psychology. — 2005. — № 58 (2). — Р. 281–342.

11. Ashford S., Lee C., Bobko P. Content, causes and consequences of job insecurity: A theory-based measure and substantive test // Academy of Management Journal. — 1989. — Vol. 32.

12. Greenhalgh L., Rosenblatt Z. Job Insecurity: towards conceptual clarity // Academy of Management Review. — 1984. — Vol. 9.

13. Reisel W. D., Banai M. Comparison of a multidimensional and a global measure of job insecurity: Predicting job attitudes and work behaviours // Psychological Reports.— 2002. — Vol. 90.

14. Августова Ю. В. Профессиональная адаптация студентов колледжа юридических специальностей: особенности диагностики // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых. — 2023. — С. 47–60.

15. Бородина М. С. Проблемы адаптации студентов технических специальностей в их профессиональной деятельности. — 2024. — С. 306.

16. Крючкова Г. А. Совмещение учебы и работы как фактор адаптации студентов организаций СПО к рынку труда // Теория и практика современной науки.— 2023.— № 6 (96). — С. 118–121.

17. Желтова М. А., Тропникова Н. П. Адаптация как средство содействия формированию ценностно-смыслового отношения студентов-первокурсников педагогического колледжа к будущей профессиональной деятельности // Инновационное развитие профессионального образования. — 2024. — № 1 (41).— С. 82–90.

18. Щербакова В. С. Процесс профессиональной адаптации студентов первого курса в СПО // Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы. — 2023. — С. 126–129.

19. Акутина С. П. Роль наставничества в успешной адаптации студентов первого курса в условиях вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2024. — №1 (104). — С. 5–7.

20. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. — 2023. — Т.25.— № 2. — С. 191–223.

21. Колесников Н. В., Смолев П. П., Рябчук В. В. Адаптация студентов к будущей профессии в ходе профессионально-прикладной физической подготовки // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2013. — Т.4.— № 2. — С. 262–268.

22. Кулинич М. К. и др. Взаимосвязь социальной адаптации и профессионального самоопределения студентов // ПСИХОЛОГИЯ. — 2023.

23. Филимонова Е. А. Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2017. — № 2 (22). — С.136–141.

Взаимосвязь вопросов мотивации, адаптации, привлечения и удержания молодежи на производстве повышает свою актуальность и востребованность, особенно в ландшафте дефицита кадров на рынке труда и соответствующего запроса на повышение производительности труда для имеющихся и перспективных кадров.

Исследование НИУ «Высшая школа экономики»[1] показало устойчивый рост спроса на среднее профессиональное образование в России, особенно среди молодежи. Инженерное дело и технологии занимают значительную долю в выпуске: 67% квалифицированных рабочих и 41,8% специалистов среднего звена. Система подготовки квалифицированных рабочих не развивается, тогда как система подготовки специалистов среднего звена улучшила показатели на 20% за шесть лет. Наблюдается улучшение выпуска обучающихся, больше студентов успешно заканчивают обучение. Однако количество принятых и выпустившихся студентов не эквивалентно, около 35% контингента теряется в процессе. В малых городах большинство школьников после 9-го класса продолжают обучение в ПОО. Вопрос заключается в том, как привлекать обучающихся и выпускников на производство и там их сохранять.

Результаты исследований, проведенных авторами ранее [2, 3], показывают, что текущие профориентационные мероприятия не опознаются как таковые 34% обучающихся и не предусматривают их активного участия, давая больше абстрактных знаний, чем конкретных. Они также не побуждают обучающихся к самостоятельным поискам. Интегрально в цифровом выражении исходные позиции таковы: 75% обучающихся задумывались о необходимости выбора будущей профессии; 41,7% подтвердили, что проводятся профориентационные мероприятия; 34% не опознали события как профориентационные мероприятия. Но организация и наполнение профориентационных мероприятий в своей основной массе нерезультативны.

Напомним основные форматы: заполнение различных тестов (особенно у 9-го класса); рассказы о профессиях от учителей; визиты в школу и рассказы обучающихся на следующей образовательной ступени; визиты в школу и рассказы специалистов разного профиля о своей деятельности; (гораздо реже) мастер-классы от специалистов, которые можно проводить в аудитории. В части отношения к целевому обучению можем подытожить, что оно выполняет свои задачи, но воспринимается как набор прав и обязанностей, а не возможностей развития и способ сфокусироваться на ключевых вещах, не переживая о многом, находящемся на периферии. «Отработка три года» не сопровождается изначальным видением перспектив. Основные называемые причины выбора целевого обучения таковы: гарантированное трудоустройство — в первую очередь (75%); обучение на бюджете и настояние родителей — с сильным отставанием (20–25%). При этом планы по окончании обучения выдают несколько иные настроения: 37% точно собираются работать по специальности; 49% будут задумываться о том, как применить свои знания в другой сфере; 29% также видят себя и в качестве владельцев собственного дела (в т. ч. ИП, самозанятых). Наблюдаются пробелы в видении профессиональных перспектив в коллективе крупного производственного предприятия — со стороны обучающихся, и реальная поддержка видения перспектив и востребованности и персональной роли в профессии — со стороны этих самых производств.

Для Цитирования:
Свинин Сергей Васильевич, Долженко Руслан Алексеевич, Подход к формированию комплекса мероприятий по преадаптации обучающихся для промышленности. Кадровик. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: