Показателем качества подготовки специалиста является его профессиональная компетентность, которая характеризуется умением выполнять определенные функции в соответствии со стандартом специальности [1]. Но в то же время он должен обладать высокой общей культурой, фундаментальными знаниями, способностью к самообучению и самосовершенствованию. Компетентного специалиста в определенной области профессиональной деятельности характеризует умение грамотно принять полученные знания для решения практических задач в различных ситуациях.
Компетенции выпускников технических и транспортных специальностей формируются на всех этапах аудиторных занятий и этапах свободного обучения по общим и специальным дисциплинам. В процессе обучения студентов важно не только передать и затвердить полученную информацию, но также и научить использовать эти знания для моделирования, исследования и проектирования разных технических объектов и систем [2]. Очень важно, что усвоенные умения должны способствовать успешности в профессиональной деятельности, а полученные знания позволять анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию, в том числе, используя современные информационные технологии.
Анализ современного рынка труда показывает, что все более востребованными становятся навыки (компетенции), а не профессия [3]. В практической работе инженера все большее применение приобретают универсальные навыки: цифровая грамотность, структура мышления, понимание взаимосвязанности и наследственности процессов. Инженеры часто работают в командах и творческих коллективах, поэтому они должны плодотворно сотрудничать как с коллегами, так и с нетехническими сотрудниками проявляя при этом творческие, организационные и критические навыки.
Профессиональная подготовка в вузе, как известно, многоуровневая: бакалавриат, специалитет, магистратура. Такая структура обучения требует гибкой системы учебно-методического обеспечения, и делится на два вида подготовки: профильная и специальная. Профильная подготовка является фундаментом профессиональной деятельности инженера, поэтому требуется, чтобы студент освоил общие основы производства и перспективы развития на основе профильных наук.