По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378:016

Подготовка специалистов по эксплуатации подвижного состава

В. М. Волков канд. техн. наук, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация, E-mail: VolkovVM@omgups.ru
Д. В. Тарута канд. техн. наук, Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация, E-mail: TarutaDV@omgups.ru

По мере усложнения технических и технологических систем возрастают требования к компетенциям специалистов. В настоящее время нужны специалисты, способные наладить эффективное взаимодействие разных видов транспорта, разрабатывать и внедрять передовые технологии и транспортные средства. В статье приведены принципы подготовки специалистов железнодорожников при изучении технических дисциплин.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190300 Подвижной состав железных дорог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu. ru/db-mon/Data/d_11/prm71-1.pdf (Дата обращения: 12.02.2013).

2. Двуличанская Н.Н. Инженерная педагогика: практико-ориентированный подход / Н.Н. Двуличанская, В. Б. Пясецкий // Высшее образование в России. — 2017. — № 7. — С. 147–151.

3. Агамирзян И.Р. Некоторые современные подходы к инженерному образованию / И.Р. Агамирзян, Е. А. Крук, В. Б. Прохорова // Высшее образование в России — 2017. — № 11. — С. 43–48.

4. Настащук Н.А. Компьютерная графика как технологическая составляющая проектноконструкторской деятельности инженера железнодорожного транспорта / Н.А. Настащук, Д.В. Тарута // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» (Educatinal Technology & Society). — 2013. — V. 15 — № 4. — С. 590–602 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ifets.ieee.org/ russian/depository/v16_i2/pdf/7.pdf.

5. Волков В.М., Тарута Д.В. Расчет подвижных посадок на примере узлов подвижного состава / В.М. Волков, Д.В. Тарута. — Омск: Изд-во ОмГУПСа, 2016. — 36 с.

6. Волков В.М. Измерение цилиндрических зубчатых колес / В.М. Волков, А.В. Бородин, Ю.А. Иванова. — Омск: Изд-во ОмГУПСа, 2014. — 40 с.

7. Волков В.М. Методы и средства измерения деталей буксовых подшипников / В.М. Волков, С.Н. Должиков, Д.В. Тарута. — Омск: Изд-во «Русь», 2018. — 70 с.

Показателем качества подготовки специалиста является его профессиональная компетентность, которая характеризуется умением выполнять определенные функции в соответствии со стандартом специальности [1]. Но в то же время он должен обладать высокой общей культурой, фундаментальными знаниями, способностью к самообучению и самосовершенствованию. Компетентного специалиста в определенной области профессиональной деятельности характеризует умение грамотно принять полученные знания для решения практических задач в различных ситуациях.

Компетенции выпускников технических и транспортных специальностей формируются на всех этапах аудиторных занятий и этапах свободного обучения по общим и специальным дисциплинам. В процессе обучения студентов важно не только передать и затвердить полученную информацию, но также и научить использовать эти знания для моделирования, исследования и проектирования разных технических объектов и систем [2]. Очень важно, что усвоенные умения должны способствовать успешности в профессиональной деятельности, а полученные знания позволять анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию, в том числе, используя современные информационные технологии.

Анализ современного рынка труда показывает, что все более востребованными становятся навыки (компетенции), а не профессия [3]. В практической работе инженера все большее применение приобретают универсальные навыки: цифровая грамотность, структура мышления, понимание взаимосвязанности и наследственности процессов. Инженеры часто работают в командах и творческих коллективах, поэтому они должны плодотворно сотрудничать как с коллегами, так и с нетехническими сотрудниками проявляя при этом творческие, организационные и критические навыки.

Профессиональная подготовка в вузе, как известно, многоуровневая: бакалавриат, специалитет, магистратура. Такая структура обучения требует гибкой системы учебно-методического обеспечения, и делится на два вида подготовки: профильная и специальная. Профильная подготовка является фундаментом профессиональной деятельности инженера, поэтому требуется, чтобы студент освоил общие основы производства и перспективы развития на основе профильных наук.

Для Цитирования:
В. М. Волков, Д. В. Тарута, Подготовка специалистов по эксплуатации подвижного состава. Железнодорожник. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала