По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378:016

Подготовка специалистов по эксплуатации подвижного состава железных дорог

В. М. Волков канд. техн. наук, доцент кафедры «Теория механизмов и детали машин», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Марксапр., д.35, г. Омск, 644046, Российская Федерация E-mail: VolkovVM@omgups.ru
Д. В. Тарута канд. техн. наук, доцент кафедры «Теория механизмов и детали машин», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Марксапр., д.35, г. Омск, 644046, Российская Федерация E-mail: TarutaDV@omgups.ru

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации позволяет заключить, что задача развития отрасли будет решена за счет обеспечения достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов. По мере усложнения технических и технологических систем возрастают требования к компетенциям специалистов. В настоящее время нужны специалисты, способные наладить эффективное взаимодействие разных видов транспорта, разрабатывать и внедрять передовые технологии и транспортные средства. В статье приведены принципы подготовки специалистов железнодорожников при изучении технических дисциплин.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 190300 Подвижной состав железных дорог. — URL: http://www.edu.ru/db-mon/Data/d_11/prm71-1.pdf (дата обращения: 12.02.2013). — Текст : электронный.

2. Двуличанская, Н.Н. Инженерная педагогика: практико- ориентированный подход / Н.Н. Двуличанская, В.Б. Пясецкий. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — №7. — С. 147–151.

3. Агамирзян, И.Р. Некоторые современные подходы к инженерному образованию / И.Р. Агамирзян, Е.А. Крук, В.Б. Прохорова. — Текст : непосредственный // Высшее образование в России. — 2017. — №11. — С. 43–48.

4. Настащук, Н.А. Компьютерная графика как технологическая составляющая проектно-конструкторской деятельности инженера железнодорожного транспорта / Н.А. Настащук, Д.В. Тарута. — Текст : электронный // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» (Educatinal Technology & Society). — 2013. — V. 15. — №4; — С. 590–602. — URL: http:// ifets.ieee.org/ russian/depository/v16_i2/pdf/7.pdf.

5. Волков, В.М., Тарута, Д.В. Расчет подвижных посадок на примере узлов подвижного состава / В.М. Волков, Д.В. Тарута. — Омск : ОмГУПС, 2016. — 36 с. — Текст : непосредственный.

6. Волков, В.М. Измерение цилиндрических зубчатых колес / В.М. Волков, А.В. Бородин, Ю.А. Иванова. — Омск : ОмГУПС, 2014. — 40 с. — Текст : непосредственный.

7. Волков, В.М. Методы и средства измерения деталей буксовых подшипников / В.М. Волков, С.Н. Должиков, Д.В. Тарута. — Омск : Русь, 2018. — 70 с. — Текст : непосредственный.

Показателем качества подготовки специалиста является его профессиональная компетентность, которая характеризуется умением выполнять определенные функции в соответствии со стандартом специальности [1]. Но в то же время он должен обладать высокой общей культурой, фундаментальными знаниями, способностью к самообучению и самосовершенствованию. Компетентного специалиста в определенной области профессиональной деятельности характеризует умение грамотно применять полученные знания для решения практических задач в различных ситуациях.

Компетенции выпускников технических и транспортных специальностей формируются на всех этапах аудиторных занятий и этапах свободного обучения по общим и специальным дисциплинам. В процессе обучения студентов важно не только передать и затвердить полученную информацию, но также и научить использовать эти знания для моделирования, исследования и проектирования разных технических объектов и систем [2]. Очень важно, что усвоенные умения должны способствовать успешности в профессиональной деятельности, а полученные знания — позволять анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию, в том числе используя современные информационные технологии.

Анализ современного рынка труда показывает, что все более востребованными становятся навыки (компетенции), а не профессия [3]. В практической работе инженера все большее применение приобретают универсальные навыки: цифровая грамотность, структура мышления, понимание взаимосвязанности и наследственности процессов. Инженеры часто работают в командах и творческих коллективах, поэтому они должны плодотворно сотрудничать как с коллегами, так и с нетехническими сотрудниками, проявляя при этом творческие, организационные и критические навыки.

Профессиональная подготовка в вузе, как известно, многоуровневая: бакалавриат, специалитет, магистратура. Такая структура обучения требует гибкой системы учебно-методического обеспечения и делится на два вида подготовки: профильную и специальную. Профильная подготовка является фундаментом профессиональной деятельности инженера, поэтому требуется, чтобы студент освоил общие основы производства и перспективы развития на основе профильных наук.

Для Цитирования:
В. М. Волков, Д. В. Тарута, Подготовка специалистов по эксплуатации подвижного состава железных дорог. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: