Амбулаторно-поликлиническая помощь имеет первостепенное значение в медицинском обслуживании населения как наиболее массовая и общедоступная. Она включает предоставление вторичной (госпитальной) помощи (в условиях дневных стационаров) и услуг врачей узких специальностей в территориальных рамках первичной медицинской помощи. Вместе с тем поликлиника является центральным этапом восстановительного лечения. По данным ВОЗ, 20–25% больных после стационара и от 40 до 45% после амбулаторной помощи нуждаются в медицинской реабилитации [1; 2; 6]. От состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально не защищенных групп населения: детей, инвалидов, лиц пожилого возраста и престарелых [6]. К сожалению, в последние годы отечественная амбулаторно-поликлиническая служба оказалась не в состоянии обеспечить население доступной и квалифицированной помощью на уровне первичного звена, на этапе которого начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. В настоящее время отмечается разобщенность между участковым врачом и больным. Бригадно-участковый принцип, используемый в поликлиниках с 1950-х годов, стал неэффективен. Почти 40% больных непосредственно обращаются за медицинской помощью к врачам специализированных отделений [8, c. 218–220].
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской помощи», предусматривает совершенствование первичной медико-санитарной помощи, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный. Согласно «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан» (2011), приказу Минздрава России «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» и «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» первичную медикосанитарную помощь должен оказывать врач общей (семейной) практики. Это соответствует общемировым процессам реформирования первичной медико-санитарной помощи. Создание института врачей общей практики / семейных врачей — часть общей реформы системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи. В настоящее время разработана и действует федеральная целевая программа «Семейная медицина» (1999– 2006 годы). Приоритетное развитие первичного звена здравоохранения обусловлено тем, что именно эта служба должна обеспечить гарантированный минимум медицинской помощи. А именно ее доступность, комплексность и системность обслуживания граждан, координацию и тесную взаимосвязь с другими службами здравоохранения, непрерывность наблюдения за ведением пациентов в различных лечебно-профилактических учреждениях, информированность пациентов об их состоянии, методах лечения, ожидаемых результатах и т.д. Таким образом, от состояния амбулаторно-поликлинической службы во многом зависит эффективность деятельности всей системы здравоохранения [3]. С первой половины ХХ века по настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению, представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной [5].