Обеспечивая непрерывность потока сыпучих материалов с высокой производительностью, ленточный конвейер длинной 500…5000 м и более находится на критическом пути многих технологий, таких как добыча полезных ископаемых, энергетика, производство чугуна и др. Существующие в настоящее время тенденции к снижению затрат на проведение технического обслуживания и ремонта при одновременном обеспечении длительной и безотказной эксплуатации данного объекта могут быть сбалансированы путем использования данных о фактическом состоянии отдельных элементов и конвейера в целом. ленточные конвейеры – нерезервируемые, восстанавливаемые транспортные машины – остановка конвейера вызывает простой всей технологической линии на время ремонта. Оценка состояния на основании результатов безразборного технического диагностирования приводит к появлению больших массивов данных, которые следует преобразовать в информационные сообщения и использовать их для своевременного поддержания или восстановления работоспособного состояния. Построение цифровых двойников, сложных моделей многоэлементного взаимодействия является необходимым этапом, но значительно усложняет практическое решение задачи оценки технического состояния ленточных конвейеров большой протяженности. Представляется более рациональным на первом этапе подготовки к диагностированию выполнение инженерных расчетов для определения основных тенденций и закономерностей в развитии неисправностей.
Одним из основных направлений в обеспечении безотказности ленточных конвейеров в настоящее время становится диагностирование технического состояния механизма в целом [1, 2] и отдельных его элементов, в частности, конвейерных роликов [3, 4], редукторов [5, 6], резинотканевых конвейерных лент [7, 8] и др. При этом используются методы: неразрушающего контроля [5], контроля вибрационных характеристик [7, 9, 10], теплового диагностирования [11], контроля тяговых параметров [12] и др. Применяются подходы к оценке энергоэффективности [13], стендовые испытания [14]. Значительное внимание уделяется вопросам определения причин снижения срока эксплуатации [15] и способам повышения надежности [16] ленточного транспортера.