По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Подготовка иностранцев к поступлению в российские вузы: проблемы и опыт

И.А. Шаповалова доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, подготовительный факультет

Литература:

1. VI Всемирный русский народный собор. Стенограмма и материалы [Текст]. — М.: АНО РИД «Романгазета XXI века», 2001. — 96 с.

2. Балыхина Т.М. Избранные статьи по теории и практике обучения русскому языку и воспитания [Текст] / Т.М. Балыхина. — М.: РУДН, 2012. — 121 с.

3. Балыхина Т.М., Ельникова С.И., Костина С.Г., Румянцева Н.М., Царёва Н.Ю. Рабочая тетрадь тестора [Текст] / Т.М. Балыхина, С.И. Ельникова, С.Г. Костина, Н.М. Румянцева, Н.Ю. Царёва. — М.: РУДН, 2012. — 146 с.

4. Вестник российской нации. — 2015. — № 3. — 246 с.

5. Воробьёв В.В. Практическая лингвокультурология: Уч. монография «Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного» / Под общ. ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. — М.: Российский университет дружбы народов, 2002. — 428 с.

6. Количество обучающихся, являющихся иностранными гражданами, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования г. Москвы [Электронный ресурс]. — http:// dobrososedstvo.com.

7. Колодкина Л.С. Дидактический портфолио как средство организации индивидуального маршрута будущих педагогов [Текст] / Л.С. Колодкина. — Ижевск: Удмуртский университет, 2009. — 248 с.

8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.).

9. Кузьмин И.А. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки». — М.: Изд. дом «Истоки», 2013. — 160 с.

10. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова / Под ред. Е.А. Александровой и Н.Б. Крыловой. — М., 2009. — 248 с.

11. Москва — соотечественникам. Альманах-2013 [Текст]. — М.: МЦМС, 2014. — 118 с.

12. Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур [Текст] / Л.К. Муллагалиева, Л.Г. Саяхова. — Уфа: Китап, 2008. — 204 с.

13. Назаров А. Язык как важнейшее средство коммуникации: возрастание роли русского языка в современном информационном пространстве // Вестник российской нации. — 2015. — № 2. — С. 8–30.

14. Никонов В. Россия готова к стратегическому рывку (интервью) // Русский мир. — 2015, август. — С. 8–15.

15. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в России (вопросы теории и методики исследования). АДД. Спец. 22.00.03. Экономическая социология и демография [Текст] / Е.Е. Письменная. — М.: Институт социологии РАН, 2009. — 65 с.

16. Рязанцев С.В., Гребенюк А.А. «Наши» за границей [Текст] / С.В. Рязанцев, А.А. Гребенюк. — М.: ИСПИ РАН, 2014. — 238 с.

17. Терентьева Е.В. Деловой русский язык для мигрантов // Вестник ВолГУ. — Серия 6. — Вып. 14 [Текст] / Е.В. Терентьева. — Волгоград: ВолГУ, 2013. — С. 117–120.

18. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс для начинающих [Текст] / С.А. Хавронина, Л.А. Харламова. — М.: Дрофа, 2009. — 566 с.

19. Шаповалова И.А., Шаповалов М.В. Ценностно-смысловое пространство текста в аспекте лингвокультурологического анализа художественного произведения [Текст] / И.А. Шаповалова, М.В. Шаповалов // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 9. — С. 324–334.

Культурно-информационное поле Российской Федерации в сегодняшних геополитических и социально-экономических условиях, находясь под влиянием традиций и тенденций развития цивилизации XXI в., характеризуется усилением внимания к прогрессивным смыслам устройства мира — многополярного и многоукладного, ориентированного на справедливость признания ценностей достойной жизни людей, на базовые принципы международного сотрудничества.

Исторический опыт многовекового сожития народов многонациональной России, опыт гуманной политики в сфере дипломатических отношений в современной ситуации хаотического перемещения миграционных потоков приобретает особую ценность, о чём ещё в 2001 г. прозорливо говорил митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл — ныне Патриарх Московский и всея Руси: опыт России будет востребован «в мятущемся мире... Мы... восприимчивы к истокам западной цивилизации. Но, с другой стороны, мы укоренены в восточной культуре с её приверженностью к традиционным ценностям… Востребует мир и российский опыт общежития разных культур и убеждений…» [1, с. 4].

Обострившаяся ситуация в сфере международных отношений сегодня создаёт прецеденты лавинообразных миграционных процессов в глобальных масштабах. Значительное изменение количественных и качественных характеристик миграции отмечается и в России, что требует усиления ответственности за реализацию Концепции миграционной политики России на период до 2025 г. [8]:

— компетентного решения вопросов культурно-языковой и социальной адаптации и интеграции всех категорий мигрантов;

— психолого-педагогической поддержки освоения мигрантами знаний государственного языка РФ — русского, истории, правовых норм нашей страны;

— обеспечения политики в сфере защиты прав детей иммигрантов;

— профессионального социокультурного и лингводидактического сопровождения процессов обучения детей иммигрантов в образовательных организациях России;

— квалифицированной работы по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим обществом;

Для Цитирования:
И.А. Шаповалова, Подготовка иностранцев к поступлению в российские вузы: проблемы и опыт. Ректор ВУЗа. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: