Социально-психологические проблемы безработицы являются традиционно значимыми для нашей страны и привлекают внимание исследователей [6].
В. Б. Зайцева выделяет два направления психологической помощи при трудоустройстве [3]: определение наиболее подходящей профессии и условий профессиональной деятельности и разработку и проведение психокоррекционных программ, учитывающих необходимость воздействия на ценностно-мотивационную сферу и самооценку безработных.
Содержание психологической помощи зависит от стадии трудоустройства. На этапе поиска работы могут быть полезны консультации, помогающие понять, где и как искать работу, какие психологические критерии будущей работы важно учитывать, а какими можно пренебречь. На этапе собеседований могут понадобиться тренинг прохождения процедуры собеседования, методы снижения психоэмоционального напряжения и повышения самооценки. Этап адаптации на рабочем месте может потребовать определенного тренинга по освоению норм и правил поведения в организации, поиску своего места в коллективе, освоению трудовых функций. При увольнении необходима психологическая помощь, направляющая внимание на усвоение опыта, поиск ошибок, которые привели к неудаче, и разработку мер по их преодолению. Подходы к коррекции существенно зависят от ситуации инвалидности. Можно выделить две различающиеся между собой группы.
Первая — инвалиды с детства, обращающиеся с запросом о профориентации и трудоуст-ройстве, когда особое внимание нужно уделить формированию или коррекции первичной мотивации к работе, формированию психологической готовности к трудовой деятельности. Для этой группы клиентов ведущее значение имеют факторы воспитания, пример близких и значимых людей, наличие опыта прохождения образовательных и информирующих программ. При планировании психологической помощи данной группе стоит уделить внимание и важным с точки зрения работодателя моментам [4, с. 83]: внешнему виду и гигиене, подходящему поведению и социальным навыкам, правильному отношению к работе и обязанностям, надежности, пунктуальности, ответственности работника. Данные навыки и качества могут быть развиты или скорректированы в ходе тренинговых занятий.