По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Поддержка инвалидов при трудоустройстве

Ника Травникова зав. кафедрой гуманитарных наук, начальник научного и учебного отдела, ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России (Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов)
Ключевые слова:

Современная экономическая ситуация в России является одной из причин высокого уровня сложности при трудоустройстве лиц, имеющих инвалидность. Среди разнообразных факторов, создающих барьеры для занятости данной категории лиц, можно выделить и психологические.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».

2. Приказ Минтруда России от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении Федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».

3. Зайцева В. Б. Психологические типы безработных и меры повышения их адаптационного потенциала при трудоустройстве / В. Б. Зайцева. — Центр специальных исследований и экспертиз. — https://www.psy-expert.ru / index / 0–1348 (дата обращения: 25.07.2017).

4. Зепеда К. Роль специальных педагогов в трудоустройстве людей с инвалидностью / К. Зепеда // Сборник материалов международной конференции «Новые возможности трудоустройства для людей с инвалидностью в России». — М.: РООИ «Перспектива», 2007. — С. 82–85.

5. Клуб ищущих работу. Технология организации и проведения программы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Учебное пособие / М. Л. Новиков. — М.: РООИ «Перспектива», 2008. — 192 с. — https://perspektiva-inva.ru / jobs / bro / vw-277 / (дата обращения: 25.07.2017).

6. Кузьминова Т. В. Исследование феномена безработицы отечественной наукой (по материалам фондов диссертационного отдела РГБ) / Т. В. Кузьминова // Социологические исследования. — 2003. — № 7. — С. 145–150.

7. Методические рекомендации для специалистов органов службы занятости населения по организации работы с инвалидами, в том числе оценке значимости нарушенных функций организма инвалида для выполнения трудовых функций / Е. М. Старобина, О. Н. Владимирова, Е. О. Гордиевская и др.. — М.: Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации, 2016. — 77 с.

8. Шмидт В. Р. Профориентация в условиях несвободы / В. Р. Шмидт. — М.: РОФ «Информатика для демократии», 2006. — 127 с.

Социально-психологические проблемы безработицы являются традиционно значимыми для нашей страны и привлекают внимание исследователей [6].

В. Б. Зайцева выделяет два направления психологической помощи при трудоустройстве [3]: определение наиболее подходящей профессии и условий профессиональной деятельности и разработку и проведение психокоррекционных программ, учитывающих необходимость воздействия на ценностно-мотивационную сферу и самооценку безработных.

Содержание психологической помощи зависит от стадии трудоустройства. На этапе поиска работы могут быть полезны консультации, помогающие понять, где и как искать работу, какие психологические критерии будущей работы важно учитывать, а какими можно пренебречь. На этапе собеседований могут понадобиться тренинг прохождения процедуры собеседования, методы снижения психоэмоционального напряжения и повышения самооценки. Этап адаптации на рабочем месте может потребовать определенного тренинга по освоению норм и правил поведения в организации, поиску своего места в коллективе, освоению трудовых функций. При увольнении необходима психологическая помощь, направляющая внимание на усвоение опыта, поиск ошибок, которые привели к неудаче, и разработку мер по их преодолению. Подходы к коррекции существенно зависят от ситуации инвалидности. Можно выделить две различающиеся между собой группы.

Первая — инвалиды с детства, обращающиеся с запросом о профориентации и трудоуст-ройстве, когда особое внимание нужно уделить формированию или коррекции первичной мотивации к работе, формированию психологической готовности к трудовой деятельности. Для этой группы клиентов ведущее значение имеют факторы воспитания, пример близких и значимых людей, наличие опыта прохождения образовательных и информирующих программ. При планировании психологической помощи данной группе стоит уделить внимание и важным с точки зрения работодателя моментам [4, с. 83]: внешнему виду и гигиене, подходящему поведению и социальным навыкам, правильному отношению к работе и обязанностям, надежности, пунктуальности, ответственности работника. Данные навыки и качества могут быть развиты или скорректированы в ходе тренинговых занятий.

Для Цитирования:
Ника Травникова, Поддержка инвалидов при трудоустройстве. Служба занятости. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: