Владимир предъявляет пропуск, проходит мимо двух кубинских солдат в штаб кубинской воинской части. В приемной работает кондиционер. В кожаном кресле сидит кубинский офицер. На журнальном столике стопка журналов. Офицер пьет кофе, мусолит во рту потухшую сигару, время от времени макая ее в кофе, и листает журнал «Богема». На стене портрет Хосе Марти и кубинский флаг. За пишущей машинкой работает машинистка.
— Здравствуйте, компаньерос! — приветствует Владимир кубинца и секретарямашинистку.
— Привет, — лениво кивает ему головой, разморенный от жары кубинец. Кубинка Владимиру молча кивает. Стол завален папками. Печатает молоденькая симпатичная мулатка в военной форме: зеленой юбочке и зеленой рубашке с закатанными рукавами.
Девушка поднимает на Владимира очаровательные, чуть раскосые, слегка зеленоватые глаза, вопросительно и заинтересованно на него смотрит. Владимир показывает девушке коричневатый пакет с серьезной сургучной печатью: — Компаньера, у меня пакет для вашего командира.
— Здравствуй. Давай, я передам, — протянула она руку за пакетом.
Владимир прячет пакет за спину:
— Не могу. Приказано лично в руки и кое-что на словах.
— Тогда жди, — индифферентно произнесла секретарша. — Садись вон в кресло и жди. Там совещание. Она продолжает довольно бегло печатать на машинке. Владимир стоит, поглядывает по сторонам. На столе машинистки он замечает куклу.
— Компаньера, а это что у вас такое? — Владимир показывает ей не что-то непонятно в цветных лохмотьях.
— Чертенок, — отвечает, не поднимая головы девушка,
— Понятно. И я подумал, что это чертенок.
Кубинка поднимает глаза с искринкой на шутника:
— Кофе хочешь?
Владимир старательно выговаривает известную испанскую метафору:
— Черный, как ночь, горячий, как ад и сладкий, как любовь?
Кубинский офицер отрывается от журнала и, прищурившись, рассматривает русского с ног до головы.
— Ты новенький? — интересуется кубинка.