По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Почему важно научить детей созидать?

Зачастую родители стремятся сделать максимум для развития детей: к учебе прибавляются несколько кружков, занятия спортом, репетиторы. Но плотная загрузка и напряженный ритм сокращают личное время ребенка для игры, а также возможности к созиданию и познанию себя. Это может плохо сказаться на психическом развитии и становлении личности. Почему важно предоставлять детям личное время и для чего необходимо созидание, рассказывает психолог филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям Светлана Алехина.

Значение слова «созидание» неразрывно связано с глаголами «создавать», «творить», «преобразовывать». Созидание — внутренний процесс, с помощью которого человек познает себя, окружающий мир и находит новые идеи и решения для творческого изменения реальности. Внешне созидание невозможно заметить или как-то распознать, так как это внутренний процесс.

«Способность созерцания — одна из характеристик психологически здоровой личности, — рассказывает психолог. — То есть люди, которые уделяют внимание развитию своего “внутреннего наблюдателя”, обычно гораздо счастливее тех, кто бежит по жизни. Это происходит из-за того, что, созерцая, человек учится лучше понимать себя. Он умеет распознавать свои чувства, эмоции, причины их возникновения или изменения. Постепенно человек вырабатывает собственную систему ценностей, убеждений, желаний, стремлений».

Личность, которая умеет созерцать, приобретает такие способности, как:

— адекватная самооценка;

— понимание себя, своих ценностей, потребностей, мыслей, эмоций;

— свобода от зависимостей и вредных привычек;

— расслабленность и настоящий отдых, физический и душевный;

— понимание других людей;

— возможность построения гармоничных отношений;

— мудрость, духовность;

— получение удовольствия от обыденных повседневных дел.

Созидание помогает развивать осознанность, а она, в свою очередь, дает возможность поступать разумно, а не поддаваться инстинктивным реакциям. Также оно способствует развитию стрессоустойчивости, самоконтроля, уверенности в себе. «Осознанные люди лучше понимают свои способности. Они умеют в нужное время самостоятельно успокаиваться и принимать правильные решения исходя из личных убеждений. По сути, осознанность помогает распознавать наши эмоции и позволяет лучше их регулировать. И она дает возможность концентрироваться на развитии когнитивных навыков», — считает Светлана Алехина.

Созерцание — одна из наилучших профилактик психосоматических заболеваний. Люди, которые привыкли жить в спешке, не успевают понять, чего они по-настоящему хотят. Они обычно выбирают то, что модно, следуют навязанным стереотипам во внешности, поведении, работе.

Бывает так, что, оглядываясь назад, те, кто достиг своих желаний, порой горько разочаровываются в жизни. Оказывается, красивая жена — совсем не то, что требовало сердце. Дорогая машина может не принести того удовольствия, о котором изначально мечтал человек. Возможно, он ждал совсем другого — чьей-то похвалы или восторга окружающих. Престижная работа может в один день стать бессмысленной, а выстраданная научная степень может принести больше боли, чем радости и счастья.

Обычно люди, которые не слышат своего «внутреннего наблюдателя», больше ориентируются на мнение других, чаще испытывают стресс, волнение, беспокойство. Они более раздражительны, замкнуты и не уверены в себе. Уныние и депрессивное состояние могут быть сигналом о том, что человек не слышит себя и идет в противоположную сторону от своих настоящих потребностей.

Созидание неразрывно связано с важной темой — картиной мира. С момента рождения и до самой смерти у каждого из нас формируется свое персональное видение среды, в которой мы живем. Эти знания упорядочиваются в систему представлений о реальности, которую в психологии называют «картина мира».

«Процесс созидания способствует расширению картины мира человека и позволяет ему формировать более ясное и глубокое представление о себе, других людях. Через развитие этого навыка можно качественно улучшить свою жизнь и стать гораздо более счастливым», — отмечает специалист.

Чтобы чему-то научить своего ребенка, необходимо сначала этому обучиться самому. Для начала попробуйте распознать свой уровень осознанности, ответив на следующие вопросы:

— Как часто я делаю то, что хочу?

— Как часто я делаю то, что совсем не хочу?

— Что делает меня счастливым?

— Как часто я нахожусь в тишине?

— Комфортно ли мне находиться в одиночестве?

— Что я хочу изменить в своей жизни?

— Что такое счастье?

— Счастлив ли я?

Научитесь выделять время для созидания. Можете начать с пары дней в неделю по 10–15 минут и далее увеличивайте по мере необходимости. Используйте для этого медитацию без слов и музыки, гуляйте в одиночестве. Придумайте свой способ спокойного времяпровождения, где вы сможете обратиться к своему «внутреннему наблюдателю».

Практикуйте созидание вместе с ребенком. Помогайте ему замечать его мысли, чувства, эмоции, телесные ощущения.

Делайте то, что интересно. Позволяйте ребенку в свободное время заниматься тем, что он хочет, даже если это занятие будет вам казаться бессмысленным. Через игру и эксперименты дети познают окружающий мир и себя. Вовлекаться и останавливать деятельность лучше в крайних случаях, которые могут быть опасными для жизни ребенка или других детей или животных.

Чаще гуляйте. Обращайте внимание ребенка на красивые детали или природные явления. Послушайте звуки леса, шепот ветра, понаблюдайте за тем, как падают листья или бегут облака.

Начните вместе практиковать благодарность. Она является фундаментальной составляющей осознанности. Благодаря этой способности человек учится ценить то, что у него есть. Это упражнение можно делать в конце дня, собираясь за столом всей семьей, или перед отходом ребенка ко сну. Скажите сначала сами, за что вы благодарите этот день, кого и почему. Предложите ребенку поделиться своими чувствами, спросите, за что он благодарен.

Язык статьи:
Действия с выбранными: