Гульфира Крок
Ритейл-консультант, эксперт по категорийному менеджменту, преподаватель в EDU-Training Studio, автор курса Русской Школы Управления. Работала региональным директором в компании «Бахетле». Образование: Ярославский госуниверситет, РЭА им. Г.В. Плеханова, Deutsche Management Akademie Niedersachsen. Изучала Cognitive Psychology в ИП РАН.
Не хочу уходить в критику этого стереотипа и утверждать, что это совсем не так, однако часто сталкиваюсь с тем, что специалисты даже про очевидные косяки говорят: «раз европейские сети так делают, наверное, в этом есть смысл, они вон какие эффективные, прибыльные, наверное, мы чего-то просто не понимаем, это же бенчмарк, лучшие мировые практики!»
Но я думаю, что видеть ошибки и не принимать их за правильные идеи под давлением стереотипа — это важно для профессионалов. Критическое мышление, как фактчекинг в журналистике, неотъемлемая часть экспертизы.
И вот вам кейс: большая сеть анонсирует запуск обновленного магазина, пост преисполнен гордости. Смотрю фото, и вижу несколько проходов между линиями стеллажей и линиями закрытых холодильников (не пристенных), где непрерывная линия стеллажки явно больше 20 метров.
В мерчандайзинге есть правило (не мной придуманное, но выведенное мною из практики изучения европейских магазинов 15–20 лет назад), что метраж непрерывной линии стеллажки зависит от ширины-глубины торгового зала, с одной стороны, и должен быть таким, чтобы покупатели не уставали брести между рядами и железно завернули в другой ряд, с другой стороны.
На практике гипермаркеты обычно имеют максимальный метраж стеллажки около 10–15 метров при площади торгового зала 10–15 тыс. м2 , супермаркет 1000 м2 — около 6–8 метров, магазин у дома 300 м2 — оптимально не более 5 метров стеллажки подряд, если не вдоль стены. Иначе проход воспринимается покупателями как «слишком длинный, надоело ходить», и они в следующий проход не идут.