По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Почему учебники должны развиваться

Ключевые слова:

Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения.

Жан-Жак Руссо

Когда преподаватели вузов обращаются в издательство с желанием написать учебный курс, то у них часто возникает удивление — почему авторский договор заключается на долгий срок?

Понятно, что авторы привыкли к «разовым» публикациям в журналах и сборниках статей. Монографии тоже, как правило, выпускаются только единожды, их задача — зафиксировать научную новизну. Но учебное книгоиздание обладает совершенно иной спецификой, работает по другим законам.

Выпуск учебника — не краткосрочный проект, а многолетняя интенсивная работа. Авторы и эксперты книгоиздания называют много объективных причин такой практики.

Хороший учебник — это бренд автора или коллектива (например, кафедры). Очевидно, что долгий срок жизни книги как проекта работает на усиление этого бренда.

Некоторые авторы пытаются обмануть самих себя, например, отдают одну и ту же книгу в разные места или перебегают от одного издателя к другому в поисках «лучших» условий.

Это проигрышная стратегия — покупатели начинают путаться, сомневаться, тот самый ли это курс, и в конечном итоге могут отказаться от приобретения.

Иногда случается совсем комичная ситуация: хитрый автор П. нарушил права интеллектуальной собственности, отдал двум издателям одну и ту же книгу как «эксклюзив» и ждал несметных богатств. Однако книга начала конкурировать на рынке сама с собой, издатели вынужденно снижали цену, вознаграждение автора становилось всё меньше и меньше. Автор заподозрил неладное и побежал в третье издательство. Разумеется, стало ещё хуже. Более того, издательства обменялись информацией, и теперь книги П. нигде не печатают — невыгодно, всё равно сбежит.

Чтобы подобного не происходило, автор и издатель должны доверять друг другу, рассчитывать на многолетнее присутствие учебника на рынке. Тогда бренд автора работает на бренд издательства («то самое издательство Иванова!»), а бренд издательства (заработанный репутацией всех изданных авторов) усиливает бренд автора («если издали самого Иванова, то и Петров, наверное, хорош!»). Только такая схема может привести к долгосрочному успеху.

Для Цитирования:
Почему учебники должны развиваться. Ректор ВУЗа. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: