

С огласно свежему исследованию компании KPMG «Цифровые технологии», охватившему 100 крупнейших российских компаний, в десяток самых перспективных решений для бизнеса в этом году вошли VR/ARтехнологии. Они оказались на седьмой строчке рейтинга популярности: VR/AR для разных целей уже использует 20% опрошенных компаний. Активнее всего их применяют в ИТ-секторе (40%), затем идет металлургия (33%), а далее — телекоммуникационная и нефтегазовая отрасль (по 25%).
Наращивает темпы внедрения новых технологий в самые разные сферы, например, компания «Газпромнефть» и ее дочерние общества. «Газпромнефть — смазочные материалы» в прошлом году объявила о запуске ряда образовательных программ для дистанционного обучения персонала партнерских и дистрибьюторских компаний. Всего лишь за год программы обучение с помощью VRтехнологий прошли тысячи специалистов из России, Германии, Греции, Турции, Венгрии, Испании и других стран.
Технологии дополненной и виртуальной реальности применяются компанией «Газпром-нефть-СМ» для создания специальных обучающих курсов, проведения экскурсий, маркетинга.
В этом году впервые о внедрении VR/AR-технологий заявил и банк ВТБ. Компания совместно с отечественным VR-разработчиком Modum Lab реализовала и запустила сразу три крупных VR-проекта — VR-ипотека, инвестиции и виртуальное голосование акционеров.
Технологии виртуальной и дополненной реальности входят в число «сквозных», т. е. затрагивают не какую‑то одну сферу, а могут применяться в разных отраслях экономики. VR/AR-технологии уже успешно применяются такими компаниями-гигантами, как Boeing, Walmart, Mercedes, Microsoft для решения самых разных, но вполне конкретных бизнес-задач: корпоративного обучения, маркетинга, обеспечения промышленной безопасности, продаж.
Между тем, виртуальная реальность, как и другие инновации — достаточно дорогостоящая технология и многомиллионные траты компаний, но подобные решения должны быть чем-то обоснованы. Ниже разберемся, зачем корпорации внедряют VR/AR и чем это может быть оправдано. Рассказывают директор по управлению проектами цифровой трансформации банка ВТБ Сергей Лукашкин, руководитель G-Energy Academy компании «Газпромнефть-СМ» Инна Митина и президент VR/AR-компании Modum Lab, Дмитрий Кириллов.
VR/AR: О чем речь?
Технологии виртуальной и дополненной реальности входят в число «сквозных», т. е. затрагивают они не какую-то одну сферу, а могут применяться в разных отраслях экономики. Во всем мире VR/AR-технологии уже несколько лет успешно применяются такими компаниями-гигантами, как Boeing, Walmart, Mercedes, Microsoft для решения самых разных, но вполне конкретных бизнес-задач: корпоративного обучения, маркетинга, обеспечения промышленной безопасности, продаж.

С выходом первого шлема виртуальной реальности современного типа от компании Oculus технология начала активнее применяться в самых разных сферах и в России: в медицине, детском и университетском образовании, искусстве, бизнесе. При этом инновационные бизнес-проекты с AR/VR являются важной частью долгосрочной программы «Национальная технологическая инициатива», которая направлена на развитие конкурентоспособности российских компаний на зарубежных рынках. Эти технологии также занимают важное место в государственном проекте «Цифровая экономика РФ 2019–2024 гг.».
Инновационные бизнес-проекты с AR/VR технологиями являются важной частью долгосрочной программы «Национальная технологическая инициатива», которая направлена на развитие конкурентоспособности российских компаний на зарубежных рынках.
Технологии VR полностью погружают человека в иммерсивную среду, отстраняя пользователя от реального мира. При этом человек в VR-очках может взаимодействовать с виртуальными объектами, общаться с персонажами-ботами или реальными коллегами в искусственно созданной обстановке. Для того чтобы наиболее полно погрузиться в иммерсивное пространство, пользователю понадобятся VR-очки, но в ряде случаев подходят и портативные мобильные устройства — смартфоны или планшеты.
AR-технология, в отличие от VR, не отстраняет человека от реального мира, а дополняет пространство вокруг нас, накладывая на него некий прорисованный 3D-дизайнерами слой. Пользователь видит дополнительный контент на своем смартфоне, планшете или же в AR-очках.
От «вау-эффекта» к решению стратегических задач
«Газпромнефть — смазочные материалы» использует VR-проекты с 2017 г. Компания стала третьим дочерним предприятием «Газпром-нефти», внедрившим технологию в бизнес-процессы. И дело здесь совсем не в моде на технологичные продукты — такой метод обучения, как показала практика, во многом оказался финансово выгоднее и результативнее ряда традиционных инструментов. VR-технологии, например, позволили компании решить вопросы с обучением sales-менеджеров, реализующих продукцию компании.

«Товаропроводящие сети «ГазпромнефтьСМ» — это тысячи человек, которые распределены по территории России. Люди, реализующие продукцию компании, не являются ее сотрудниками, и все они обладают очень разным уровнем квалификации. При этом в глазах конечных клиентов они ассоциируются непосредственно с брендом», — сказала руководитель G-EnergyAcademy компании «Газпромнефть-СМ» Инна Митина.
Таким образом, перед компанией остро встал вопрос: как обучить людей, которые реализуют продукцию, но работают в других компаниях и играют важную роль в цепочке «продукт-клиент»? Кроме того, такое обучение должно также отвечать ряду важных параметров: масштабироваться и быть привлекательным инструментом для линейных сотрудников.
«Вариант с реальными тренерами нам не подошел, в первую очередь с финансовой точки зрения. Если бы мы наняли учителей для такого огромного количества человек в разных регионах, да еще и с учетом текучки, это неизменно бы сказалось на стоимости конечного продукта», — отметила Инна Митина.
Технологии VR полностью погружают человека в иммерсивную среду, отстраняя пользователя от реального мира. При этом человек в VR-очках может взаимодействовать с виртуальными объектами, общаться с персонажами-ботами или реальными коллегами в искусственно созданной обстановке. AR-технология, в отличие от VR, не отстраняет человека от реального мира, а дополняет пространство вокруг нас, накладывая на него некий прорисованный 3D-дизайнерами слой.
Еще один вариант — это внутрикорпоративные онлайн-порталы для обучения сотрудников. Но сегодня такие инструменты позволяют компаниям решить только часть задач, ведь многое зависит от желания каждого отдельного человека учиться. Кроме того, гипотетическое знание того, как себя вести, и реальное поведение персонала на практике — совершенно разные вещи.
Технологии VR сегодня предоставляют бизнесу совершенно новые возможности для обучения сотрудников. Продукт масштабируется, полностью погружает пользователя в нужную компании среду, а также позволяет в сжатые сроки научить людей тем навыкам и умениям, которым было бы трудно или невозможно обучить в реальной жизни.
«Виртуальная реальность позволяет компаниям оценить поведенческие особенности каждого человека при погружении в конкретную реалистичную рабочую обстановку. Некоторым навыкам невозможно обучить посредством заучивания теории и проведения тестирования. Такие решения прекрасно масштабируются, и поэтому позволяют не привязываться к местоположению, занятости конкретных сотрудников или реальному оборудованию для обучения», — отметил президент компании VR/ARразработчика Modum Lab, Дмитрий Кириллов.
Используют VR-проекты компании и для маркетинга, внутрикорпоративного взаимодействия, а также в клиентском сервисе. Улучшать все эти направления при помощи новых технологичных проектов в конце прошлого года впервые начали и в ВТБ. В первую очередь ставку на виртуальную реальность в отделе цифровой трансформации банка сделали в сфере клиентского сервиса, а чуть позднее стало понятно, что технология может способствовать и увеличению продаж. Так зародился проект «VR-ипотеки», который позволяет клиентам банка прогуляться по ста жилым комплексам, в реальной жизни еще находящимся на стадии строительства.
«На начальной стадии создания проекта мы провели большую работу: изучали потребности наших клиентов, плотно общались с застройщиками, риэлторами и экспертами из сферы продаж недвижимости. Так пришли к выводу, что VR можно рассматривать, как новый канал для дистанционного общения с клиентами», — подчеркнул директор по управлению проектами цифровой трансформации банка ВТБ Сергей Лукашкин.
Сейчас данный проект находится на стадии «пилотирования», но, по словам Сергея Лукашкина, интерес у рынка к VR сегодня высок. Это видно, например, по результатам проекта «VR-инвестиции», который банк запустил летом текущего года. Так, по данным пресс-службы ВТБ «Капитал Инвестиции», только за полтора месяца использование VR-консультанта помогло привлечь в компанию более 77 млн руб.
Помимо ВТБ, в банковской сфере России эту технологию уже применяют Сбербанк, Альфа-банк и другие кредитные организации. При этом чаще всего ее используют для корпоративного обучения, маркетинга или внутренней коммуникации. Так происходит из-за слабого проникновения VR-устройств на B2C-рынок. Эксперты, однако, полагают, что проблема эта решаема и в ближайшем будущем VR-шлемы будут распространены также широко, как привычные смартфоны.
«Технологии виртуальной и дополненной реальности развиваются очень активно — они становятся качественнее, дешевле, понятнее и интереснее для пользователей. Следующий шаг в развитии технологии — именно выход в B2C-сектор, и, думаю, это непременно произойдет в ближайшие пару лет», — прогнозирует Дмитрий Кириллов.

Однако пока для воспроизведения контента компании вынуждены самостоятельно закупать оборудование и размещать VR-шлемы в свои отделения, корпоративные университеты. Одним из первых в России в 2017 г. это сделал Сбербанк, чтобы развивать у персонала сложные навыки эмпатии. В VR-очках сотрудники отделений оказываются на месте пожилого человека и сталкиваются со сложностями при решении простых задач — например, при оплате счетов по ЖКХ. Таким образом сотрудники банковских отделений учатся лучше понимать потребности нуждающихся в особом подходе людей — инвалидов, пожилых, а также становятся более внимательными при обслуживании граждан.
«VR сегодня предоставляет бизнесу совершенно новые возможности для обучения сотрудников. Продукт масштабируется, полностью погружает пользователя в нужную компании среду, а также позволяет в сжатые сроки научить людей тем навыкам и умениям, которым было бы трудно или невозможно обучить в реальной жизни», — добавляет Инна Митина.
Сегодня объем мирового VR/AR-рынка эксперты оценивают в 19,3 млрд долл. США, а уже через два года, за счет активного проникновения в сектор B2C, по оценкам, рост достигнет 94–63 млрд долл. США. Бизнес-аналитики отмечают, что с каждым годом спрос на VR/AR-решения среди отечественных корпораций будет только расти. По оценкам компании AC&M, в 2018 г. в России было продано около 17 тыс. VR-устройств для b2b-сегмента, что в 2,5 раза больше, чем в 2017 г. При этом с каждым годом корпорации подходят к технологизации все более прагматично, понимая, что инновационные внедрения — это комплексный процесс, который подразумевает некоторые инфраструктурные изменения в компании. Новичкам в сфере применения технологий корпорации-лидеры советуют понять, что VR — не таблетка от всех болезней, но при правильном подходе — очень важная часть образовательной политики компании.