В опросе приняли участие 12 201 студент из 53 филиалов РАНХиГС. Это почти треть всех студентов академии. Им предложили оценить качество дистанционного образования и ответить на следующие вопросы:
• появилось ли у них после перехода на онлайн-обучение больше свободного времени?
• насколько удобна удалённая форма обучения?
• насколько удобна она, по их мнению, для преподавателей?
• предпочитают ли респонденты очное обучение дистанционному? Проанализировав ответы студентов, их сравнили с ответами 4 тыс. опрошенных преподавателей. По итогам исследования выяснилось, что большинство респондентов считают качество онлайн-обучения хуже, чем традиционного. При этом студенты оказались гораздо лояльнее преподавателей к удалённой форме обучения.
Отвечая на первый вопрос, 55,4 % студентов и 87,4 % преподавателей заявили, что свободного времени из-за перехода на удалённую форму обучения у них стало меньше.
47,7 % студентов и 53,8 % преподавателей считают эту форму обучения неудобной. В то же время только 35,8 % студентов думают, что онлайн неудобен для преподавателей. Хотя сами педагоги в своём большинстве (62,1 %) признались, что в онлайне им преподавать некомфортно.
В итоге выяснилось, что большинство студентов (69,6 %) и преподавателей (85,5 %) предпочитают традиционную форму обучения дистанционной.
Чтобы более детально разобраться в результатах опроса, авторы исследования провели классификацию студентов по их отношению к онлайн-образованию. Таким образом было выделено пять групп: три группы сторонников, составивших 34,1 %, и две группы противников — 47,4 %. Ещё 3,8 % респондентов были отнесены к отказникам: содержательным и формальным. Содержательные отказники занимали негативную позицию по всем вопросам, касающимся как дистанционного обучения, так и качества образования в целом. Формальные отказники в ответах на все вопросы указали «затрудняюсь ответить». Оставшиеся 15 % респондентов не удалось отнести ни к какому типу.
Сторонники удалённого обучения, в свою очередь, разделились на: безоговорочных (8,3 %); тех, кто считает, что очный формат всё же должен оставаться в приоритете (17,8 %); сомневающихся в том, что очная форма должна быть приоритетнее дистанционной (8 %).
Безоговорочным сторонникам нравится всё. У них появилось больше свободного времени, они считают онлайн удобным, думают, что и их педагогам преподавать онлайн удобнее. Для них дистанционная форма предпочтительнее очной. Так, по словам 26-летнего аспиранта Среднерусского института управления, дистанционное обучение способствует цифровизации, воспитывает в человеке стремление к личностному росту и своевременному выбору конкретной траектории развития.
Противники распределились по двум группам: безоговорочные (42,1 %) и сомневающиеся (5,3 %).
Так, 19-летний студент бакалавриата из Западного филиала РАНХиГС в Калининграде в комментариях написал: «Слишком много заданий от преподавателей, особенно ужасно, когда все кидают их одновременно и совсем не остаётся времени ни на какие личные дела».
Сомневающиеся отмечают, что свободного времени у них стало больше, они сами не могут сформулировать отношение, но видят, что их преподавателям онлайн неудобен.
При этом все противники удалённого обучения понимают, что перевод учебного процесса в онлайн является вынужденной мерой в условиях самоизоляции.
Данные этого опроса перекликаются с апрельскими цифрами опроса 34 тыс. преподавателей российских вузов, проведённого РАНХиГС. Подавляющее большинство преподавателей (87,8 %) считают, что занятия лучше проводить в очном формате и что нынешний дистанционный формат увеличил их нагрузку (85,7 %). Больше половины опрошенных (66 %) сказали, что им не нравится работать дома, а у 34 % нет места для комфортного ведения занятий.
Автор исследования заведующий лабораторией методологии социальных исследований ИНСАП РАНХиГС Дмитрий Рогозин так прокомментировал результаты исследования:
— Дистанционное образование не заочная форма, оно не противостоит очному, не замещает, а дополняет и обогащает форматы взаимодействия студентов и преподавателей. Потому на этапе радикального отношения к дистанционному образованию большую тревогу вызывают безусловные сторонники последнего. Они не видят или не хотят видеть сложности процессов, не желают занимать критическую позицию, не высказываются. Группа сомневающихся сторонников, не уверенных, но поддерживающих и думающих, — авангард технологических изменений в образовании. А противников нужно считать не оппонентами, а волонтёрами качества дистанционного образования. По их критическим отзывам можно судить о правильности реализуемых мер. Противники дистанционного образования — основная движущая сила, которой надо уметь воспользоваться, с ними нужен диалог и партнёрство.
Проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов утверждает, что негативная реакция студентов в значительной степени объясняется длительной самоизоляцией и отсутствием социальных контактов:
— Спустя месяц жизни молодых людей в четырёх стенах с компьютером трудно ожидать эйфории от образовательного процесса. Противники выступают не против дистанционного образования как такового, а, скорее, высказываются против возможной угрозы перевода на постоянное дистанционное образование. Значительно меньшая часть студенческого негатива (30–40 %) объясняется недочетами самого вуза. Эта обратная связь поможет РАНХиГС доработать программу дистанционного обучения, хотя необходимости в принципиальных изменениях учебного процесса после выхода из карантина я не вижу. Когда пандемия закончится, вузы вернутся к фундаментальному университетскому образованию. Можно дополнить его дистанционным обучением, но основа должна быть сохранена: студенты и преподаватели должны вернуться в аудитории.
Директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская считает, что необходимо проанализировать причины негативного отношения к дистанционному обучению. Например, слабое техническое обеспечение процесса обучения, непонимание логики и принципов учебного процесса, низкое качество содержания программ, личная неготовность и резкий рост объёмов самостоятельной работы и требований к самоорганизации, перечисляет Назайкинская. Если студенты не понимают логики и принципов учебного процесса в онлайне, потребуется большая разъяснительная работа со стороны преподавателей, а также помощь других студентов, говорит она.
Директор института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что чаще всего причина неприятия дистанционного образования кроется в отсутствии навыков самостоятельного обучения:
— Проблема неумения учиться без педагога уходит корнями ещё в систему школьного образования. Наша школа учит не учиться, а решать определённые типы задач. Когда эти ребята переходят в вуз, где есть традиционная образовательная система с лекциями, семинарами и расписанием занятий, они чувствуют себя уверенно. Но когда система изменилась и потребовались другие навыки организации времени, другой уровень самоподготовки, они ощущают, что нагрузка резко выросла, и становятся противниками. Этой группе студентов нужно помочь в формировании нужных навыков — например, через практикумы по исследовательской работе и курсы академического письма.