Большинство автолюбителей и даже профессионалов сталкиваются с контрафактом при приобретении запасных частей, материалов и комплектующих. В формулировках законодательства «контрафакт» — это товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. То есть все, что можно охарактеризовать, как нарушение интеллектуальной деятельности, приводящее к нарушению исключительных прав. Контрафакт, как бизнес — это продажа товаров и услуг похожих на раскрученную марку или обладающую эксклюзивной и дорогой сертификацией при намного меньших затратах при производстве и продаже, чем у оригинала. Как правило, контрафакт технологически и по качеству уступает оригиналу. Во многих случаях покупатели в погоне за низкой стоимостью не обращают внимания на оригинальность продукции или не предполагают, что приобрели контрафакт. Для большинства контрафакт ассоциируется с импортом товаров, в первую очередь из стран Юго-Восточной Азии. Но жизнь не стоит на месте и к импортному контрафакту добавляется внутренний.
Конечно, предусмотреть все случаи, чтобы не нарваться на контрафакт, предусмотреть невозможно. Всякий раз, совершая покупку, сложно или даже невозможно проверить подделка это или оригинал. Но если при приобретении товаров, в первую очередь связанных с безопасностью, возникают малейшие сомнения или имеются подозрения в нечистоплотности продавца, есть смысл более внимательно подойти к вопросу покупки.
Особую опасность представляет контрафактная продукция, которая похожа на товары, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения. И уж тем более, если такие товары используются для перевозки организованных групп детей или опасных грузов.
Выпуск и продажа подделок стимулируется относительно простой процедурой получения статуса лаборатории по добровольной сертификации продукции. Такая лаборатория с радостью и за небольшое вознаграждение нарисует сертификат о соответствии изделия ГОСТу, который к моменту сертификации может быть отменен. Будет ли рядовой покупатель выяснить действительность подтверждающего сертификата — вопрос риторический. Априори не доверять красивой бумаженции, содержащей номера, ссылки, протоколы — нет оснований. Не доверять сертификатам значит подорвать доверие ко всей системе сертификации. Но и слепо верить сертификатам не стоит, особенно если устройство должно иметь обязательный сертификат, а вам предлагают добровольный.