По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Почему московский троллейбус скоро станет историей?

Иван Шперлинг эксперт по городскому транспорту

В ближайшем будущем с московских улиц исчезнет последний троллейбус. Поэтому интересно вспомнить, как этот транспорт впервые появился в столице, и как развивалась троллейбусная сеть. Действительно ли когда-то в Москве существовали двухэтажные троллейбусы? Как же вышло, что гораздо менее вредные и технологически продвинутые троллейбусы кто-то решил заменить обычными автобусами? Об этом и не только, читайте в нашем материале.

В 2020 г., судя по всему, московская троллейбусная сеть окончательно исчезнет. И это несмотря на старания общественных активистов и простых горожан. Что любопытно, само решение о ликвидации троллейбусов было принято еще более шести лет назад, в 2014 г. Хотя некоторые источники ссылаются на 2010-й, как год появления данной инициативы, и связывают это со сменой градоначальника.

Троллейбусы пытались ликвидировать, подкрепляя это аргументами о том, что их маневренность уступает автобусам, что существует дорогостоящая необходимость проверять состояние контактной сети. Почему-то считалось, что именно по вине троллейбусов на дорогах появляются пробки. Кроме того, высказывались предположения о том, что многочисленные провода на центральных улицах столицы якобы мешают наслаждаться чистым небом. Что-то из этого действительно может быть, но ничего из перечисленного выше нельзя назвать действительно весомой причиной для ликвидации когда-то самой крупной в мире сети троллейбусов.

Открытие первого маршрута «рогатого» транспорта случилось 15 ноября 1933 г., который пролегал от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги, недалеко от которого будет построена станция метро «Сокол». Что любопытно, создание троллейбусной сети в свое время рассматривалось как ответ трамваям — в те времена планировалось освободить центр города от них.

Однако запуску первого троллейбусного маршрута предшествовала плохая подготовка московских властей. Да, в районе будущего метро «Сокол» располагались четыре гаража на территории трамвайного депо, но они простаивали пустыми, т.к. к моменту запуска был готов единственный троллейбус, который впоследствии и курсировал по маршруту. Прохождение всего маршрута от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги занимало около получаса. И это с гигантскими интервалами движения.

К счастью, удалось быстро наладить серийное производство «рогатых» машин. Основной работой занимался СВАРЗ — Сокольнический вагоноремонтный завод. Если при запуске троллейбусной сети работал только один троллейбус, то уже к январю 1934 г. их было 36. Был запущен еще один маршрут, соединяющий Дорогомиловскую заставу и площадь Революции. Год спустя он был продлен до Рижского вокзала. А еще через год троллейбусы «отняли» маршрут «Б» у трамваев. Да, сегодня все еще существует трамвайный маршрут «Б», который идет от Сокольнической заставы до Курского вокзала, но он не имеет ничего общего с прежним, который частично захватывал северную часть Садового кольца. Однако «трамвайное» прошлое данного маршрута было не забыто, т.к. в память о нем появился троллейбус «Б» («букашка», как его называли в народе), который в будущем также будет считаться легендарным.

Для Цитирования:
Иван Шперлинг, Почему московский троллейбус скоро станет историей?. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: