Четвертая промышленная революция, или индустрия 4.0, — многие слышали об этом тренде, но не все понимают его суть и значение. В то же время внедрение инноваций является одним из главных условий сохранения конкурентоспособности и эффективности работы компании.
Поясню в двух словах. Переход к индустрии 4.0 подразумевает автоматизацию и цифровизацию всех процессов жизненного цикла продукта на предприятии — от разработки до конечной доставки клиенту и сервисного обслуживания. Включает в себя облачные технологии, интернет вещей (internet of things — IoT) и киберфизические системы (cyber-physical system — CPS).
Остановимся на таком базовом инфраструктурном элементе индустрии 4.0, как интернет вещей, потому что в Европе, США и Китае использование IoT давно уже стало реальностью, а Россия только вступает на этот путь. К тому же рынок IoT обладает огромным потенциалом к развитию. Ценность интернета вещей — в сборе и умении использовать данные для улучшения бизнес-процессов. По данным компании IDS, российский рынок интернета вещей по итогам 2019 года вырос на 8,3% по сравнению с 2018 годом и составил $3,7 млрд. Такой довольно невысокий темп роста обусловлен рядом проблем и препятствий, которые возникают на пути к внедрению IoT, в том числе на управленческом уровне. Обозначим основные из них.
Эрик Бриссе — основатель и президент компании «Sigfox Россия». Выпускник Парижского технологического университета. Имеет многолетний опыт организации бизнес-процессов, более 15 лет управляет российскими подразделениями международных компаний с численностью персонала более 9000 человек, является членом Торговой палаты и атташе Посольства Республики Франции.
Проблема, с которой все начинается, — страх ко всему новому, отсюда — недоверие и неготовность к внедрению инноваций.
Руководители должны осознать, что новые технологии уже меняют рынки: влияют на товары и услуги, на каналы распространения и операционную деятельность организаций. Но в России мы наблюдаем, что цифровой трансформации сопротивляются и топ-менеджеры, и сотрудники, так как не видят экономической целесообразности.