С помощью инструментов машинного обучения они изучили спутниковые снимки всех зданий Дании за 30 лет (1987–2017 годы) и классифицировали их по разным категориям в зависимости от высоты и плотности.
«Плотность и высота не всегда были связаны друг с другом», — поясняют авторы исследования в журнале Science Advances. Например, они обнаружили малоэтажные районы с высокой плотностью застройки в промышленных и торговых парках или рядом с ними на окраинах города, зоны высотных домов с низкой плотностью застройки в новых районах вдоль городских каналов и гаваней.
Полученную карту сопоставили с медицинскими и социально-экономическими регистрами в Дании, что позволило учесть другие факторы, повышающие риск депрессии, такие как социально-экономический статус или генетическая предрасположенность.
Исследование подтвердило, что в сельской местности депрессия действительно возникает реже, чем в городах. И это неудивительно. Стресс, шум, загрязненный воздух, одиночество и отсутствие солнечного света на первых этажах высотных зданий — лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются городские жители. И все эти факторы могут быть причиной увеличения риска депрессии на 39 % среди горожан в странах Западной Европы и в США.
Но, как оказалось, повышенная склонность к такому состоянию возникает вовсе не в густонаселенных городских районах или суетливом центре. Самый высокий риск был обнаружен в пригородах с малоэтажной и индивидуальной застройкой, а самый низкий — среди многоэтажных зданий с легким доступом к открытым пространствам, таким как зеленые парки или береговые линии.
Иными словами, многоэтажка посреди обширной зеленой зоны дает больше психологического комфорта, чем частный дом с небольшим количеством соседей за оградой. Как же так?
Всё дело в социальных связях, предполагают исследователи. Плотные городские центры могут предоставить относительно больше возможностей для взаимодействия людей, что идет на пользу психическому здоровью. А повышенный риск депрессии в малоэтажных пригородах может быть частично связан с длительными поездками на автомобиле и недостатком мест, где люди могли бы собираться, таких как магазины, кафе и рестораны.