По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.4

Побочные эффекты цифровизации образования: «Тоска по наставнику»

О.Н. Масленникова канд. фил. наук, доцент кафедры истории и культурологии, Ивановский государственный химико-технологический университет
Д.В. Самотовинский канд. ист. наук, доцент кафедры истории и культурологии, Ивановский государственный химико-технологический университет

Сегодня влияние цифровых технологий на человека находится в зоне пристального внимания психологов, социологов, культурологов, нейроученых. Они отмечают корреляцию между погруженностью человека в виртуальный мир и деградацией его социального поведения, способности к коммуникации и мышления. Мы хотели бы обратить внимание на еще один риск цифровизации — разрушение связи «педагог – учащийся».

Литература:

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.

2. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. (Современная аналитика образования. — № 1 (22)).

3. Войджицки Э. The Woj Way. Как воспитать успешного человека. — М., Бомбора, 2020.

4. Курпатов А. В. Пространство мышления. — СПб.: Трактат, 2016.

5. Петрановская Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. — М., 2017.

6. Рассел А., Дэвис Д., Миллер Г. Информационная революция: путь к корпоративному разуму: Пер. с англ. — М., Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Самотовинский Д.В., Масленникова О.Н. «Побочные эффекты» цифровизации как вызов системе образования // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. Сборник трудов конференции. 05–08 февраля 2019 г., Иваново, Ивановский гос. ун-т, 2019.

8. Серр М. Девочка с пальчик М., Ад Маргинем Пресс, 2016.

9. Твенге Д.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни и что это значит для всех остальных. М., Рипол Классик, 2019.

10. Millennials will benefi t and suff er due to their hyperconnected lives // https://www. pewresearch.org/internet/wp-content/uploads/sites/9/media/Files/Reports/2012/PIP_ Future_of_Internet_2012_Young_brains_ PDF.pdf (дата обращения 27.10.2020).

О негативных последствиях чрезмерной погруженности в цифровой мир написано немало [см.: 7]. Цифровая зависимость сказывается на наших базовых когнитивных функциях, на способности глубоко перерабатывать информацию, на социальных навыках и отношениях с другими людьми. Таковы очевидные риски, которые несет цифровизация нашей жизни в целом и системы образования в частности.

Но существует еще один риск, менее очевидный. Цифровизация способна ослабить роль педагога в образовании и, следовательно, довершить разрушение отношений «ученикучитель», «студент-преподаватель». Известный отечественный психолог Л.В. Петрановская, характеризуя современное общество в целом, школу, отмечает, что одна из важнейших неудовлетворенных потребностей сегодня может быть сформулирована как «тоска по наставнику», «голод современных детей по наставнику» (5, с. 213-233). Действительно, современное школьное и отчасти вузовское образование в России выстроено та ким образом, что ориентирует работу учителя/преподавателя скорее на показатели, достижения, отчетность (именно это обеспечивает признание и вознаграждение), нежели на учащихся. Конечно, многое зависит от руководителей учебных заведений и самих педагогов, но система в целом утроена так, что учителей и преподавателей много, а наставников мало. В этих условиях учитель/преподаватель есть скорее «надзиратель», «дрессировщик», «источник информации», «оценивающая инстанция», но не «Наставник», то есть личность, обладающая в глазах учащихся особым авторитетом и, в силу этого, способная влиять, побуждать, вдохновлять, целенаправленно формировать социального субъекта.

Сегодня, как мы полагаем, эта не новая проблема существенно усугубляется в связи с ускоряющейся технологической революцией и «успехами» пандемии, вынуждающей переходить на дистанционные форматы обучения с использованием цифровых технологий. В этих условиях нам следует задаться вопросом: что происходит сегодня с ролью учителя/преподавателя, с отношениями учитель/преподаватель — учащиеся, каковы сегодня шансы педагога быть «наставником»?

Для Цитирования:
О.Н. Масленникова, Д.В. Самотовинский, Побочные эффекты цифровизации образования: «Тоска по наставнику». Юрист ВУЗа. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: