— Сергей Николаевич, бюро по трудоустройству и центр занятости населения — в чем между ними принципиальная разница?
— Работа бюро по трудоустройству носила информативный характер о ситуации на рынке труда. У центра занятости населения полномочия были значительно расширены — оказание действенной помощи людям, оказавшимся без работы. В Законе о занятости населения РФ появился совершенно новый для нашей страны термин — «безработный». И тут обнаружились сложности, прежде всего чисто психологического характера. Люди пользовались информацией о вакансиях, посещали предприятия, но не спешили, мягко говоря, вставать на учет, что позволяло бы присваивать им статус безработного. Многим это было не по душе.
И лишь 1 октября 1991 г. был зарегистрирован первый безработный и издан первый приказ о выплате пособия по безработице. А на начало 1992 г. в качестве безработных состояли уже 18 человек.
Сама процедура признания гражданина безработным была достаточно «хлопотная». Специалист готовил предписание, а комиссия, состоявшая из трех человек, принимала решение о признании гражданина безработным и выплате ему пособия по безработице.
Это были пробные, первые шаги. Действие Закона о занятости населения набирало силу. Его применение в значительной мере смягчало удар безработицы по населению. А со временем содействие занятости населения стало государственной политикой.
— Наверняка материально-техническая база в начале становления службы занятости оставляла желать лучшего?
— Поначалу условия, в которых работали специалисты, были скромными. Компьютеров не было, вся документация велась вручную, кабинеты, в которых сотрудники проводили встречи с гражданами, были тесными и совершенно не приспособленными для работы с людьми.
В конце 1994 г. на улице Советской в городе Грязи появился дом под номером 61. Он не только внешне привлекателен — сотрудники постарались и изнутри превратить его в место, где люди, ожидая своей очереди на прием к тому или иному специалисту, могли чувствовать себя комфортно.