По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Плетись, кружево михайловское

Дмитрий Никифоров начальник отдела культуры и туризма Рязанского района

В этой статье мы хотим рассказать о Клопковой (Вечкуниной) Наталии Владимировне, молодом мастере по кружевоплетению в народном костюме (михайловское кружево) и бисероплетению.

С народным костюмом неразрывно связаны такие виды прикладного искусства как вышивка и кружево. В Рязанской губернии широкое распространение получило кружевоплетение.

И в современной Рязанской области сегодня живут и работают настоящие волшебницы этого направления. Наталия Владимировна Клопкова (Вечкунина) свой путь в народные мастера начала не так давно, после того, как в 2018 г. получила диплом бакалавра с отличием ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)» (г. Санкт-Петербург) по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В самом начале трудовой биографии Наталья работала педагогом дополнительного образования детей на Городской станции юных техников. Затем увлечение кружевоплетением привело ее в текстильную мастерскую Фонд «Скопинский Центр поддержки предпринимательства-бизнес-инкубатор», где она совершенствовала свои навыки. В настоящее время замечательная мастерица занимает должность ведущего методиста отдела сохранения культурного наследия Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

Наталия выбрала для себя это сложное и тонкое искусство кружевоплетения и достигла в нем отличных результатов.

Чем же так славится Михайловское кружево? Михайловское цветное кружево относится к одной из самых древних разновидностей — счетной технике плетения. Плелось оно без заранее намеченного рисунка-сколка, а по сохраняемой в памяти очередности и счету нитей, которые кружевница должна была переплести для создания того или иного узора. Основные элементы этого кружева носили устойчиво традиционный характер, а простор для творчества давало разнообразие возможностей в их сочетании, а иногда и в изобретении собственных элементов.

Как говорят специалисты, кружевницы Михайлова достигали подлинной виртуозности в соотношении плотного узора и разреженного фона, в сочетании казалось бы ограниченного набора основных компонентов, а их изобретательность в оформлении края кружева не может не восхищать: «бубенцы», «балалайки», «отметные», «павлинки», «сухарики» — вот только некоторые из них. Чаще всего элементы кружева получали свое меткое название по ассоциации с предметами реального мира: «речка», «мушка», «рыбка», «вороньи глазки».

Для Цитирования:
Дмитрий Никифоров, Плетись, кружево михайловское. Дом культуры. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: