В последние десятилетия появляются новые формы дипломатической работы, не вписывающиеся в классическое определение, данное в 1980-х гг. в Большой советской энциклопедии: «Дипломатия — официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей» [3]. Одна из таких форм — общественная дипломатия, которую также называют народной. Она тесно перекликается с публичной дипломатией, некоторые эксперты даже полагают, что это два разных названия одного и того же явления. Как бы то ни было, с российской точки зрения под общественной дипломатией следует понимать взаимоотношения через гражданскую активность в культурной, научной и гуманитарной областях [1, с. 8]. Причем, как показывает практика, речь может идти о различных ситуативных моделях: и когда общественные структуры находятся по обе стороны связей, и когда только с одной. С другой, в это же время находятся либо официальные структуры, либо смешанные. Для подобных случаев политолог Б. Хокинг даже ввел понятие «многоакторная дипломатия» (multistakeholder diplomacy), когда наряду с официальными в обсуждение и решение международных проблем вовлекаются разнообразные негосударственные акторы [2, с. 13–14].
Классификацию можно провести не только по инструментарию современной политики, но и по ее задачам. Они сегодня бывают весьма разнообразными. Одной из таких применительно к Ближнему Востоку, где в результате процессов, обобщенно получивших название «арабская весна», в целом ряде стран был существенно подорван институт государства, стало стимулирование и поддержка национальных диалогов с целью преодоления внутренних противоречий и конфликтов, восстановления легитимных государственных механизмов, способных обеспечить как безопасность и стабильность, так и соответствующие условия для восстановления разрушенного и перехода к дальнейшему этапу развития. Речь о диалоге/диалогах с участием всех влиятельных сил конкретных государств, а в конечном счете — о национальном примирении погруженных в междоусобицу стран, каковых на Ближнем Востоке не одна и не две. Путь к этому — через преодоление внутренних противоречий и достижение консолидации обществ, справедливое обеспечение и защиту интересов формирующих общества этнических, религиозных и родо-племенных ячеек.