Правила предоставления платных медицинских услуг1 (далее — Правила) регламентируют широкий круг практических моментов деятельности медицинских организаций. Казалось бы, что еще можно предпринять, чтобы обеспечить сферу медицинских услуг адекватным правовым регулированием? Однако, на наш взгляд, в новых Правилах недостаточно прописаны особенности соответствующей деятельности бюджетных учреждений медицины: в п. 2 Правил указано, что платные медицинские услуги в соответствии с договором оказывает медицинская организация независимо от организационно-правовой формы; в п. 9 Правил — что порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями государственной (муниципальной) системы здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей указанных медицинских организаций. Этим и ограничивается отсылка к особенностям правовой среды бюджетных учреждений медицины.
Отметим, что для частной медицины, которая существует в рамках рыночных свобод, правовое поле более детально регламентировано рядом условий и запретов. Свобода договора, как известно, обеспечивает баланс прав и законных интересов участников гражданского оборота. Иное дело с распространением платной медицины на бюджетные медицинские учреждения, пусть даже с оговорками. Здесь ключевой конституционной гарантией, характеризующей уровень социального государства, является бесплатная медицина.
Действительно, как прописано в ст. 41 Конституции РФ, медицинская помощь в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта конституционная норма является безусловной гарантией предоставления бюджетными учреждениями бесплатной медпомощи в системе отечественного здравоохранения, основанного на сбалансированности потребностей населения в таких услугах и возможности по их оказанию государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями.