По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

Планирование инновационных процессов

Организация и проведение процессов планирования инноваций на предприятии в каждой из областей осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями. Координация планов инноваций обеспечивается системой делегирования полномочий, развитием демократических начал в менеджменте. Процесс планирования по уровням иерархии может осуществляться по 3 альтернативным схемам: «сверху вниз», «снизу вверх» и «встречное», или смешанное планирование. Планированию инноваций на предприятии (в объединении) присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования в инновационном менеджменте. Осуществление планирования инновационной деятельности направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития предприятия.

ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Планирование инноваций — один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью на предприятии. Такое планирование представляет собой систему расчетов, направленную на выбор и обоснование целей развития инновационных процессов и подготовку решений, необходимых для безусловного их достижения.

В рамках интегрированной системы менеджмента планирование инноваций — это подсистема планирования, которая ориентируется на выполнение таких частных функций, как:

1. Целевая ориентация всех предприятий — участников проекта. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных предприятий – участников и исполнителей составных частей проекта ориентированы на достижение генеральных целей основного инновационного проекта на головном предприятии.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится всесторонний анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все возможные альтернативы и производится и оформляется экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля.

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

7. Мотивация участников реализации проекта.

ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Планированию инноваций на предприятии (в объединении) присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте. Осуществление инновационной деятельности предприятия направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.

Такое планирование основывается на принципах:

• научной обоснованности — реализуется в условиях, когда планирование базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия;

• доминирования стратегических аспектов в планировании — вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия;

• комплексности — означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов;

• бюджетной сбалансированности планов — одном из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования;

• гибкости и эластичности — означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов;

• непрерывности — включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений.

Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов.

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Система планирования инноваций на предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования.

По целевой ориентации по аналогии с общим планированием различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии предприятия на каждой стадии его жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся всесторонние маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период в 5 и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности предприятия.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития предприятия. Оно предусматривает формирование его продуктово-тематического портфеля, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала предприятия в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента.

В соответствии с разделением труда по предметному признаку на предприятии в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей деятельности. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

Планирование инноваций должно охватывать все сферы и иерархические уровни предприятия. В соответствии с принятой организационной структурой предприятия различают сводное или комплексное планирование его деятельности в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки. Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в 3 видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемнокалендарном.

Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики НИОКР, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии. На производственной стадии инновационных процессов этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятия, его цехов и других подразделений.

Технико-экономическое планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности предприятия. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.

Объемно-календарное планирование инноваций заключается в планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей; построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам, всей совокупности планируемых работ, загрузки оборудования и исполнителей; распределении работ по отдельным календарным периодам.

В зависимости от периода планирования различают планы долгосрочные, ориентированные на 5 и более лет, среднесрочные — до 5 лет и краткосрочные, охватывающие период до одного года.

Состав и сочетание различных видов планов в рамках отдельной организации формируются исходя из принятой в ней концепции планирования инноваций. В отечественной и зарубежной практике нашли широкое распространение такие формы планирования инноваций, как программно-целевой подход, управление по целям, системное управление, сетевые методы управления и др.

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ

Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический плановый цикл.

Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.

ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Независимо от вида планов процесс планирования распадается на 3 формальные фазы расчетов:

• постановка задачи планирования;

• разработка плана;

• реализация планового решения.

На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапам и методам их выполнения.

При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:

• реальность (выполнимость) целей — планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью предприятия и его ценовой политикой;

• ясность формулировки цели;

• адресность цели (кто это делает);

• согласованность цели;

• ранжирование целей — система целей ранжируется относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов; приоритеты целей учитывают их важность, взаимозависимость и логический порядок;

• иерархичность структуры;

• актуальность целей — ориентированные во времени цели постоянно корректируются таким образом, чтобы сохранять свою актуальность для предприятия.

Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

Сложность процессов планирования инноваций и многообразие разрабатываемых планов требуют строгой организации всех процедур подготовки, обработки и синтеза плановой информации, контроля за исполнением планов и их своевременной корректировки. Организация планирования инноваций на предприятии предусматривает решение 3 комплексов вопросов.

1. Состав и характер специализации органов планирования инноваций на предприятии определяются тремя основными факторами: уровнем централизации планирования, типом общей системы управления и принятой формой проведения инноваций.

2. Сочетание различных видов плановых расчетов образует целостные системы планирования инноваций на предприятии. Его осуществление поручается специальным плановым органам и менеджерам различных уровней.

Принципиально различают централизованные и децентрализованные системы планирования инноваций на предприятии. При централизованной системе выполнение функции планирования возлагается на центральные органы планирования инноваций. В крупных специализированных предприятиях (компаниях), научноисследовательских институтах (НИИ), конструкторских бюро (КБ) сводное планирование инноваций осуществляют функциональные службы (отделы или управления): экономики и планирования развития, тематического и календарного планирования, внешнеэкономических связей, маркетинговых исследований, сбыта, финансов, труда и заработной платы, договоров и юридического обеспечения, материально-технического снабжения, бухгалтерия и др.

Центральные плановые службы в этом случае решают вопросы стратегического, перспективного планирования, а также сводных расчетов и обоснований в целом по предприятию. Наряду с центральными службами в отдельных функциональных и предметных (тематических) подразделениях создаются плановые подразделения, занимающиеся преимущественно частными вопросами оперативного планирования и контроля за ходом реализации инновационных процессов.

Централизованная форма планирования чаще всего реализуется на крупных предприятиях (в компаниях) с относительно устойчивым профилем деятельности и стабильными темпами технического прогресса. При децентрализованной схеме планирование инноваций возлагается на плановые службы и руководителей подразделений предприятия, специализированных по тематическому принципу или ответственных за отдельные стадии инновационного процесса: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр. В этом случае и стратегическое, и оперативное планирование инноваций осуществляется раздельно по направлениям инновационной деятельности.

Одна из важнейших задач организации планирования инноваций на предприятии заключается во взаимной увязке отдельных планов в единый комплекс согласованных и строго субординированных плановых заданий. В планировании эта задача носит название координации планов. Ее выполнение осуществляется различными процедурными и методическими приемами. Различают 3 вида координации планов: по периодам, содержанию, уровням планирования.

Координация планов по периодам может осуществляться двояким путем:

• суммарный или нарастающий итог по годам определяет значение планируемого показателя на конец перспективного периода;

• целевое значение планируемого показателя на конец перспективного периода распределяется затем по отдельным годам текущих планов.

Координация частных и сводных планов осуществляется двояким способом:

• первоначально разрабатываются частные планы по тематическим направлениям инноваций или отдельным частям инновационного процесса (НИОКР, производство, сбыт, снабжение и пр.), которые интегрируются в соответствующие сводные планы;

• первоначально разрабатываются на основе стратегических решений сводные по ИП планы, которые затем дезинтегрируются в частные планы по направлениям инноваций и частям инновационного процесса (функциональным подразделениям).

Уровневая координация планов обеспечивается принятой на предприятии системой делегирования полномочий, развитием демократических начал в менеджменте. Процесс планирования по уровням иерархии может осуществляться по 3 альтернативным схемам:

• «сверху вниз» — путем последовательной детализации общих задач и направлений и доведения их до отдельного исполнителя;

• «снизу вверх» — путем сбора, обобщения предложений низовых структур и интеграции их в целостную концепцию развития инноваций;

• «встречное», или смешанное, планирование — при котором целевые задачи спускаются «сверху вниз», а способы их решения формируются по принципу «снизу вверх».

Планированию инновационных процессов ввиду их творческого характера, персонифицированной формы деятельности и результатов в большей степени свойственна схема координации «снизу вверх». Известно, что 2/3 американских компаний планируют инновации именно по такой схеме, а остальные — с применением всех уровней управления.

Формализация процессов планирования инноваций на предприятии в каждой из перечисленных областей осуществляется специфическими методами и обеспечивает содержательную координацию всех служб и подразделений в системе управления инновациями.

Реф. Руднев Е.

Продолжение следует