Это — первый советский электровоз, разработанный для работы от переменного тока напряжением 20 кВ. И он же — первый советский электровоз, который после модернизации 1964 года мог использоваться на линиях с переменным и постоянным током. Производили эти электровозы в Новочеркасске и первоначально они назывались Н-О «Новочеркасский Однофазный». После новочеркасских событий 1962 года эти электровозы переименовали в ВЛ61 («Владимир Ленин, шестиосный, тип первый»).
На электровозе красуется гордая надпись Н-О-001, которая как бы намекает нам, что это — именно первый советский электровоз на переменном токе. Реальность немного прозаичнее. Она проступает сквозь краску шильдика. На одном из них можно разглядеть проступающий заводской номер. И там просматривается не «001», а «005».
Есть стойкое мнение знатоков железнодорожной техники, что на самом деле первый электровоз этого типа не сохранился, а это — пятый, построенный в 1956 году (два первых Н-О построили 70 лет назад — в 1954м). Его маркировку на «лице» (мне почему-то всегда кажется, что все тепловозы и электровозы имеют свое «лицо» — посмотрите на них сами) перебили с ВЛ61д-005 на Н-О-001 в 1982 году, когда ставили на памятную стоянку в депо в Ожерелье.
Впрочем, это на самом деле не суть важно. Вообще вот это стремление непременно заявить, что вот это «первое», «самое самое» и для этого переправить то, что есть на самом деле — она не всегда понятна. Ну не сохранился самый первый электровоз, сохранился пятый в серии, построенный немного позднее. Что он от этого стал меньшим раритетом?! И не достоин стать памятником?! Да ничего подобного. Кстати, всего таких электровозов сделали 12 штук. Электровоз с номером 012 тоже сохранился, он стоит в музее Северо-Кавказской железной дороги в Ростове.
Еще один интересный момент, связанный с этим электровозом заключается в том, что именно в Рязани, именно эта техника, не работала никогда. Да, в Рязани устроена сложная и хитрая железнодорожная система: станция Рязань-1 находится на линии, работающей на постоянном токе, а начиная от Рязани-2 на юг идет линия на переменном токе (пассажирские поезда переходят на переменный ток на станции Рязань-2, а грузовые — на станции Рыбное и потом объезжают Рязань). То есть теоретически Н-О мог работать от Рязани-2 и далее на юг — на Ряжск и так далее. Но, тем не менее, Н-О (ВЛ61) использовались не в Рязани, а на железных дорогах на самом юге и западе Рязанской области на участке Павелец — Ожерелье. На табличке рядом с электровозом указано, что эта машина работала на линии Ожерелье — Михайлов. Но в любом случае — это не Рязань, а Рязанская область.