По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Первый автомобиль из первого музея. Вопросы 220-летней давности и не только

Карасев А.В. кандидат технических наук, научный сотрудник, ИИЕТ РАН, Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, Москва, Российская Федерация

История техники ставит неимоверное множество вопросов. Правила научной работы с музейными экспонатами, выработанные многолетним опытом, призваны их уменьшить. Однако если этого не было сделано своевременно, то на многие вопросы ответ получить, всё-таки можно, было бы желание это основным посыл статьи, рассматривающей историю первого парового автомобиля фарьдье Николя Жозеф Кюньо, возникновение легенд и архивные документы, выводы инженеров и результаты натурного макетирования этого опередившего своё время шедевра техники из коллекции знаменитой Консерватории, которая не уделила ему должного научного внимания.

Литература:

1. URL: https://www.arts-et-metiers.net/musee/fardier-vapeur-de-joseph-cugnot

2. URL: https://www.arts-et-metiers.net/musee/le-fardier-de-cugnot

3. Rapport sur l’établissement du bureau de longitudes

4. Les merveilles de la science, par Louis Figuier. Le Monde illustre 10-e Annee. № 505. 15 December 1866. P. 397.

5. Thurston R.H. Histoire de la machine à vapeur. Traduction de Hirsch. Paris. Germer-Baillière. 1880. T. I, p. 154.

6. Lockert Louis. Traité des véhicules automobiles. Les voitures àvapeur. Second volume. Touring-Club de Frange, rue Coq-Héron, 5. Paris. 1896. p. 251.

7. L’origine de la locomotion automobile. Le fardier de Cugnot // Bulletin Automobile-club. 1933. 05. P. 3.

8. Meili Fr. Die Kodifikation des Automobilrechts. Manzsche k. u. k. Hof-Verlags- und UniversitätsBuchhandlung. Wien. 1907. P. 2.

9. Ferrus L. Histoire de l’Automobile // Automobilia: l’automobile aux armées.... 1917-06. P. 10-11.

10. Forestier F. AUTOMOBILE. ESSAI D’UNE ÉTUDE DIDACTIQUE des conditions d’établissement d’une voiture à traction mécanique sur routes // Le Génie civil. Samedi 27 Mai 1899. P. 56.

11. L’origine de la locomotion automobile. Le fardier de Cugnot // Bulletin Automobile-club. 1933. 06. P. 13.

12. Mémoires secrets pour servir à l’histoire de la République des lettres en France depuis M DCC LXII jusqu’à nos jours. Londres, chez John Adamson. MDCCLXXXIV. T. 5, p. 191.

13. L.F. L’Invention de la Lokomotion Automobile // Revue d’artilleriet. 1900. P. 47.

14. Ferrus. Histoire de l’Automobile // Automobilia armees. 1917. № 7. P. 41.

15. https://www.arts-et-metiers.net/musee/le-fardier-de-cugnot-dans-les-rues-de-paris

«Первая машина, первая авария? Cugnot Fardier можно считать старейшим автомобилем в истории. Он якобы попал в первую автокатастрофу, когда врезался в стену: это живучая легенда, распространявшаяся популярной прессой в XIX веке!» сообщается на странице Fardier à vapeur de Joseph Cugnot сайта Musée des Arts et Métiers-Cnam о находящемся в его коллекции предмете за инвентарным номером Inv. 106, изготовленным 1770–1771 гг. [1]

Другая страница Le fardier de Cugnot того же сайта вопросов не содержит, но сообщает, что фарьдье авторства Николя Жозеф Кюньо (Nicolas Joseph Cugnot) изготовлен в 1770 г., поступил в музей в феврале 1799 г., имеет инвентарный номер 00106-0001 [2].

Фардье во Франции называли повозки, предназначенные для перевозки тяжелых грузов, особенно для армии. Это название закрепилось за паровым грузовым автомобилем военного инженера Николя Жозеф Кюньо.

Музей искусств и ремесел (Musée des Arts et Métiers) считается одним из старейших технических и промышленных музеев мира. Его история тесно связана с историей Национальной консерватории искусств и ремесел (Conservatoire des Arts et Métiers Cnam), одним из компонентов которой он является. Консерватория искусств и ремесел учреждена декретом Национального собрания от 19 вандемьера III года (10 октября 1794 г.). Её создание являлось следствием весьма обоснованного отчета, датированного 8 вандемьером III года (29 сентября 1794 г.), который написал аббат Анри Грегуар (Henri Grégoire). Он предлагал создать консерваторию для «совершенствования национальной промышленности», желая направить нацию на путь прогресса, защищая принцип экономического суверенитета [3].

Новое учреждение обозначалось как «консерватория» потому, что оно предназначено для передачи секретов производства посредством демонстрации (в данном случае путем приведения в движение машин). «Искусство и ремесла» относились к процессам и методам, применяемым в промышленности.

С 1798 г. Консерватория переехала в бывший монастырь Сен-Мартен-де-Шан, который она занимает и сегодня, в промышленном районе старого Парижа в то время. Быстро были созданы механическая мастерская, чертежный кабинет и библиотека.

Для Цитирования:
Карасев А.В., Первый автомобиль из первого музея. Вопросы 220-летней давности и не только. Музей. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: