Тепловоз ТЭМ23 без преувеличения можно назвать машиной нового поколения. В её конструкции, разработанной на собственной платформе маневровых локомотивов «Трансмашхолдинга», реализованы многие современные технические и технологические решения. ТЭМ23 предназначен для маневровой и маневрово-вывозной работы на путях промышленных предприятий, а также на железных дорогах общего и необщего пользования. Среди ключевых особенностей новой модели – улучшенные тяговые свойства, которые достигаются благодаря асинхронному тяговому приводу и силовой установке, скомпонованной из двух дизельных двигателей (конструктивно заложена вариативность выбора двигателей).
Локомотив способен проходить кривые с минимальным радиусом 40 м.
Модульная конструкция позволяет значительно упростить техническое облуживание. Локомотив представляет собой своеобразный конструктор, поскольку для проведения обслуживания и ремонта нет необходимости останавливать работу тепловоза на долгий срок, а можно достаточно оперативно заменить отдельные блоки. Это позволяет значительно сократить время простоя тепловоза и в разы повысить эффективность его использования. При выходе из строя одного агрегата производится его замена — и локомотив быстро возвращается в работу.
Еще одной особенностью локомотива стал его необычный внешний вид. ТЭМ23 — первый тепловоз, дизайн которого выполнен в соответствии с принятой в «Трансмашхолдинге» концепцией «ДНК бренда», разработанной национальным центром промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ».
Впервые ТЭМ23 был представлен профессиональному сообществу в 2021 году.
А в конце 2022 года Брянский машиностроительный завод (БМЗ) получил сертификат на его серийный выпуск. К настоящему моменту на БМЗ изготовлено два локомотива. В конце мая тепловоз под номером 0001 отправился на Череповецкий металлургический комбинат (ЧерМК), входящий в группу «Северсталь», для прохождения подконтрольно-демонстрационной эксплуатации. Второй локомотив находится в распоряжении ОАО «РЖД» и тоже испытывается в условиях реальной эксплуатации.