Активный переход цивилизации к построению общества построенного на знаниях обусловливает качественные изменения во всех сферах нашего сегодняшнего бытия. Так в сфере производства на широкую дорогу выходит и, скорее всего, скоро станет определяющим «интернет вещей» (IoT), основу которого составят «умные заводы» (и другие «умные» участники экономической жизни) объединенные в различные по размеру и специализации информационные сети. Благодаря максимально возможной автоматизации всех производственных процессов на такого рода предприятиях становится выгодным выполнение индивидуальных, а подключение к системам полномасштабного информационного обмена в масштабе реального времени позволяет из этих производственных единиц на принципах самоорганизации формировать виртуальные объединения, способные наиболее эффективно реализовывать соответствующие экономические цепочки. Формирование сетевых объединений в полной мере автоматизированных предприятий, как составляющих мирового интернета вещей, становится магистральным трендом в организации производства, оно получило обобщающее название «Промышленная революция 4.0» или «Индустрия 4.0».
При наличии врожденного консерватизма претерпевает соответствующие преобразования и сфера образования. Все чаще обсуждается концепция «Университет 4.0» (совпадение названия с «Индустрией 4.0» обусловлено не одинаковыми причинами, но содержательно они близки) [1, 2].
Не рассматривая все стороны концепции «Университет 4.0» (У4.0), (это еще не устоявшаяся совокупность взглядов) сфокусируем внимание на ее аспектах, непосредственно связанных с информационными технологиями в вузе уже не столь отдаленного будущего. Ключевыми здесь являются когнитивные технологии, имеющие две основные ветви: усиление человеческого интеллекта за счет компьютерных технологий создания гибридных интеллектов и технологии формирования и поддержки коллективного интеллекта [3]. В структурном аспекте университет четвертого поколения — это инфраструктурная платформа для разворачивания широкого спектра поисковых активностей. Для этих активностей университет предоставляет различным субъектам (индивидуальным и институциональным) себя как площадку, обеспечивает возможности коммуникации и навигации.