По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Первые коллекции: к 150-летию Тульского государственного музея оружия

Григорий Иванович Герасимов доктор исторических наук, научный консультант Тульского государственного музея оружия

Тульскому государственному музею оружия в августе 2023 года исполняется 150 лет. Время создания коллекции восходит к допетровским временам. Самая старшая — коллекция царских указов и грамот — начала формироваться еще в XVI веке. Эти документы были связаны с зарождением и организацией оружейного дела в Туле и первоначально имели сугубо практическое значение, но уже в начале XVIII века потеряли его и приобрели все свойства коллекции.

В августе 2023 года Тульскому государственному музею оружия исполняется 150 лет (рис. 1), однако время создания его коллекций восходит к допетровским временам. Самая старшая — коллекция царских указов и грамот — начала формироваться еще в XVI веке. Сначала они хранились у тульских оружейников, а в последствии на Тульском оружейном заводе (ТОЗ). Эти документы были связаны с зарождением и организацией оружейного дела в Туле и первоначально имели сугубо практическое значение, но уже в начале XVIII века потеряли его и приобрели все свойства коллекции.

В настоящее время грамоты 1619–1711 гг. хранятся в Тульском государственном музее оружия. Эти документы имеют особое значение для истории оружейного производства Тулы. Дело в том, что в XVII веке тульские мастера-оружейники образовали особое сословие, наделенное определенными обязанностями и привилегиями. В этот период Россия вела многочисленные войны, и потребность в огнестрельном оружии была очень велика, поэтому царское правительство предоставило тульским кузнецам-оружейникам особые условия для работы и жизни. Основанием этих прав была царская воля, зафиксированная в грамотах и указах, поэтому они имели большое практическое значение и даже спустя столетие использовались в судебных тяжбах.

Из имеющихся в музее наиболее ранней сохранившейся является грамота царя Михаила Федоровича от 30 июля 1619 г. В ней сообщается о челобитной тульских оружейников, которые пишут, что делают «самопальное дело день и ночь безпрестани, да оне же де тянут во всякие подати с посацкими людьми в ряд». Раньше они «в тягле ни в каком не бывали, делали одно... самопальное дело», в связи с чем заявляют, что «им самопальново дела делать и в тягле с посацкими людьми быть невозможно»1. Просьба освободить оружейников от посадских обязанностей была удовлетворена. Последующие жалованные грамоты, как правило, либо подтверждали эти права, либо несколько их расширяли (рис. 2).

Грамота от 16 июля 1672 года тульскому воеводе Вельяминову запрещала привлекать казенных оружейников к выполнению посадских повинностей. Вместо уплаты городских налогов им было велено сдавать в государственную казну по 244 пищали в год. Наряду с привилегиями, правительство требовало строгого выполнения заказов и запрещало мастерам без разрешения покидать Кузнецкую слободу. В той же грамоте было велено найти и наказать казенных кузнецов, сбежавших из слободы2 (рис. 3).

Для Цитирования:
Григорий Иванович Герасимов, Первые коллекции: к 150-летию Тульского государственного музея оружия. Музей. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: