Абсцесс гипофиза (АГ) — острое гнойно-воспалительное заболевание с высоким риском летального исхода [1–3]. Первое его описание было сделано Heslop в 1848 и M. Simmonds в 1914 г. (цит. по R. A. Hanel et al., 2002 [2]). К настоящему времени в мировой литературе описано более 200 клинических случаев этого заболевания. Данная патология представлена в публикациях в основном в виде единичных случаев. АГ редко сопровождался развитием гнойного менингоэнцефалита по данным опубликованных случаев [4]. Редкая встречаемость АГ затрудняет определение эпидемиологии заболевания, однако считается, что он составляет 0,2–1,1 % всех объемных образований хиазмально-селлярной области — (ХСО) [5–7].
У детей абсцесс гипофиза встречается исключительно редко. В настоящее время в международной литературе мы смогли найти 22 публикации первичного абсцесса гипофиза у детей. Большинство АГ были вызваны инфекцией из кисты расщелины кармана Ратке. Только в нескольких случаях АГ имели первичное гипофизарное происхождение [5, 8, 9]. Клинический диагноз труден, потому что нет никаких специфических клинических симптомов или признаков заболевания. АГ часто рентгенологически невозможно отличить от других поражений гипофиза. При манифестации заболевания лабораторные маркеры воспаления, такие как повышенная скорость оседания эритроцитов, лейкоцитоз, повышение С-реактивного белка и фибриногена [10, 11] не превышают референсные значения. Лечение заключается во вскрытии и дренировании абсцесса и проведении системной антибактериальной терапии, а также заместительной гормональной терапии.
Мы публикуем один случай первичного абсцесса гипофиза, подтвержденного во время эндоскопической операции, выделяя клинические, диагностические и терапевтические аспекты.
Девочка М, 13 лет, прививалась согласно календарю, ОРВИ 1–2 раза в год, на диспансерном учете не состояла. В 9 лет на фоне общего здоровья отмечали длительную лихорадку 37,0–39,0 градусов, по прошествии 4 месяцев лихорадка купировалась самостоятельно, причина так и осталась неизвестной. Проводилась антибактериальная терапия курсами, ситуация нормализовалась. В начале марта 2020 г. вся семья заболела, предположительно ОРВИ, отмечали лихорадку до 37,5, через 5 дней температура нормализовалась, однако на 6-й день у пациентки отмечалось повторное повышение температуры до гектических цифр 39,1, головная боль, самостоятельно принимали антибактериальную терапию широкого спектра, однако без выраженного результата, 23.04.2020 появилась обильная рвота, интенсивность головных болей нарастала. Пациентке было выполнено МРТ головного мозга в амбулаторном режиме, где выявили предположительно кисту гипофиза (краниофарингиому?). 26.05.2020 самостоятельно обратились в МДГКБ с жалобами на эпизоды повышения температуры тела до гектических цифр, повторную рвоту один раз в 3–4 дня, интенсивную головную боль, не купирующуюся анальгетиками, слабость.