По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311.61

Перспективы вторичного использования АКБ в качестве хранилища энергии

Извеков Е. А. канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж

Обоснована целесообразность вторичного использования отработавших аккумуляторных батарей электромобилей в качестве стационарных хранилищ энергии. Предложена структурная схема взаимодействия хранилищ энергии и электросети. Получены выражения для расчета экономии средств на оплату электроэнергии за год и за весь срок эксплуатации батареи.

Литература:

1. Герасименко А.А. Передача и распределение электрической энергии / А.А. Герасименко, В. Т. Федин. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 720 c.

2. Извеков Е.А. Временная диаграмма образования отходов эксплуатации технических средств / Е.А. Извеков, В.К. Астанин, Е.В. Пухов // Наука вчера, сегодня, завтра: Материалы научно-практической конференции. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I», 2016. – C. 119–126.

3. Извеков Е.А. Модель образования отходов эксплуатации технических средств / Е.А. Извеков, В.К. Астанин // Труды ГОСНИТИ. – 2016. – Т. 125. – С. 123–129.

4. Извеков Е.А. Перспективы вторичного использования отработавших АКБ для покрытия пиковых нагрузок энергосистемы / Е.А. Извеков, С.Ю. Жачкин // Наука, образование и инновации в современном мире: Материалы национальной научно-практической конференции. – Ч. I. – Воронеж: ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ им. императора Петра I», 2018. – С. 41–47.

5. Извеков Е.А. Построение модели технического средства как источника отходов в период его эксплуатации / Е.А. Извеков, Е.А. Мамонтов // Труды ГОСНИТИ. – 2016. – Т. 124. – № 1. – С. 78–85.

6. Извеков Е.А. Предпосылки создания информационной системы текущего учета оборота отходов в Воронежской области / Е.А. Извеков, В.К. Астанин // Научно-практические аспекты ресурсосберегающих технологий производства продукции и переработки отходов АПК: межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: ВГАУ, 2014. – C. 189–196.

7. Количество электромобилей в мире перевалило за 2 миллиона [Электронный ресурс]. – URL: https:// auto.onliner.by/2017/06/09/ ev-3 (дата обращения: 11.11.2017).

8. Nissan объявил стоимость замены батареи в Nissan Leaf [Электронный ресурс]. – URL: https://zilm.livejournal.com/327040.html (дата обращения: 11.11.2017).

9. Милешкин К. Электрические технологии Audi / К. Милешкин // За рулем. – 2016. – № 1. – С. 94–95.

10. Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Воронежской области на 2017 год: Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 19 декабря 2016 г. № 58/1 [Электронный ре сурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2017).

11. Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2017 год: Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2016 г. № 1868/16 [Электронный ресурс]. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2017).

Мировые продажи легковых электромобилей и подключаемых гибридов в 2016 г. составили 774 тыс. шт. с ростом в 42 % к 2015 г. К началу 2017 г. общее количество электромобилей в мире превысило 2 млн. По статистике за 2016 г., наибольшее количество электромобилей было продано в Китае, США, Японии и Норвегии. Из всех стран мира наиболее высокий процент продаж электрического транспорта зафиксирован в Норвегии. 29 % всех новых автомобилей в этой стране оборудованы электрическими силовыми установками. Существует устойчивое мнение, что в течение ближайших 10–15 лет глобальный рынок электромобилей завершит стадию начального развития и перейдет к этапу повсеместного распространения. По оценке экспертов, к 2025 г. по Земле будет ездить от 40 до 70 млн электрокаров [7].

Электромобили имеют известные преимущества перед автомобилем с ДВС. Однако они имеют и существенные недостатки, которые сдерживают их распространение. Одним из недостатков является высокая стоимость электромобилей. Значительную часть стоимости электромобиля составляет аккумуляторная батарея. Так стоимость литий-ионной аккумуляторной батареи емкостью 24 кВт·ч для Nissan Leaf, позволяющая ему имеет запас хода в 160 км, составляет $6500. Учитывая, что сам электромобиль стоит от $28 800, то удельная стоимость батареи составляет 22% стоимости электромобиля. Отдельной статьей следует отметить расходы на утилизацию аккумуляторных батарей [2, 6], которые заложены в стоимость электромобиля и составляют около 500 долл. за одну батарею [8].

Автомобильные аккумуляторные батареи способны эффективно работать в электромобиле до тех пор, пока их емкость не снизится до 70–75% от номинальной. Отправлять на переработку столь дорогие источники энергии с таким остаточным потенциалом слишком расточительно. Им можно найти полезное применение. Изношенные батареи можно использовать как хранилища энергии, формировать из них так называемые аккумуляторные парки – стационарные хранилища энергии. Здесь они будут работать пока емкость каждой не снизится до 10% от номинальной. Отслужившие свое батареи можно либо отправлять в централизованный аккумуляторный парк, либо оставить у себя дома, используя как источник резервного питания или резервуар для более дешевой энергии [9].

Для Цитирования:
Извеков Е. А., Перспективы вторичного использования АКБ в качестве хранилища энергии. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: