Возникает закономерный вопрос: технология BIM — это аналог или прототип информационного моделирования в России? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим задачи цифровизации проектно-строительной отрасли, которые возлагаются на информационное моделирование, призванное обеспечить снижение затрат и времени на проектирование и стройку за счет новых возможностей управления данными информационной модели (ИМ). Сама ИМ формируется и ведется на всех этапах ее жизненного цикла (ЖЦ) [1] с помощью технологий информационного моделирования. Иными словами, ИМ — информационная копия ее физического воплощения — объекта информационного моделирования (ОИМ). Определение ОИМ удобно тем, что позволяет расширить понятие объекта капитального строительства (ОКС) до уровня здание/ сооружение/строение, которое как объект завершенного строительства можно эксплуатировать — в отличие от ОКС [2].
Многие скажут: так это же известная всему миру BIM (Building Information Model, или Modeling) — информационная модель/моделирование зданий плюс методология, или методика. При этом российский аналог BIM часто называют ТИМ (технологиями информационного моделирования). С учетом некоторых временных особенностей развития ТИМ считают слабой копией BIM, а BIM — непревзойденным лидером. Теоретические споры, конечно, интересны, но лучше смотреть на практические результаты.
На практике, даже в досанкционный период, BIM отлично показала себя в проектировании, кое-как — в строительстве, да и то у отдельных энтузиастов, и практически никак себя не зарекомендовала — в эксплуатации. Чем это можно доказать? Только реальностью. Рынок использования BIM все расставил по своим местам. Одна из причин — одной веры в «необыкновенную» значимость и эффективность BIM для строительства и эксплуатации мало, нужны практические результаты.
Преимущества BIM при проектировании заключаются в возможности совместной работы проектировщиков, что значительно сокращает время проектирования и повышает прозрачность действий. При этом дополнительным бонусом трехмерной графики является выявление пространственных противоречий (коллизий) между компонентами ИМ. Все остальные функции не являются чем-то уникальным. Но правила маркетинга требуют эксклюзивности, которая поможет захватить рынки. В чем не откажешь западным технологиям, так это в грамотной рекламе, которая помогает продать все что угодно и в короткое время. Возможно, используются и другие способы, в том числе и не совсем законные, для поглощения рынков. О конкурентной борьбе компаний в Open Source и buildingSMART можно прочесть в серии статей Артёма Бойко [3].